Поляков В.А. - ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
Быть счастливым.… Поистине – это искусство осознавать счастье в
каждом дне, каждом вдохе. И при этом не путать частные
жизненные напряжения с общим состоянием счастья.
Счастье.… Так что это за состояние?! Бывает ли одно счастье на всех
или у каждого свое счастье? Один счастлив делая добро,
другой зло типа: «У соседа умерла корова, мелочь, но приятно!»
Человек никогда не бывает так несчастлив, как ему кажется,
или так счастлив, как ему хочется.
Ларошфуко
Передо мной стояла задача, когда я начинал излагать эту тему, как донести
не столько ту идею: откуда вообще произошел феномен счастья, а как на прак-
тике стать счастливым. Ну, почти как у Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть
счастлив – будь!». Остается только выяснить, как им стать?!
Многие на эту тему пытались размышлять, строить умозаключения, но,
увы, стройного определения счастья так и не было найдено. Например, И.Кант
заявляет: «Счастье есть идеал не разума, а воображения». Великий философ
Кант, и тот пытался вывести понятие о счастье из сугубо субъективной точки
зрения. Аналогично и Томас Сас заявляет, хотя и с явным сарказмом: «Счас-
тье есть воображаемое состояние, которое прежде приписывалось предкам;
теперь же взрослые обычно приписывают его детям, а дети – взрослым».
Но ведь можно спросить у человека без мудрствований лукавых: хочет он
быть счастлив в воображении или в реальности ежедневных событий жизни?
Ну, конечно! Кто бы спорил?! Кому захочется быть воображаемо счастливым?!
Похоже, ближе к истине Генри Филдинг, который заявляет: «Счастлив тот,
кто считает себя счастливым». Да, осознание счастья – это великое
достижение. Но так и сумасшедший, по сути, может быть счастлив, поскольку
перестал осознавать суть несчастья, потому-то и сошел с ума, т.к. скрылся от
огромного стресса жизни, вытеснил стресс в подсознание вместе с точкой ре-
альности, т.е. стал неадекватно воспринимать мир.
Или, например, мнение Франка Заппа: «Каждый имеет право быть счастли-
вым на своих собственных условиях». Кто бы сомневался, что каждый воспри-
нимает свое состояние счастья в сравнении с несчастьем: голод сравнивается с
сытостью и человек заявляет, что, будучи сытым, он уже счастлив. Отчасти да.
Но можно ли считать состояние сытости счастьем? Видимо есть более общие
универсальные критерии счастья, нежели свои субъективные подходы, напри-
мер, счастья за счет кого-то или чего-то. Потому и говорят, что «нельзя быть
счастливым за чужой счет». Или – «на чужом несчастье счастье не построить!»
Есть также несколько потребительское отношение к счастью как в Амери-
канской пословице: «Если бы счастье можно было купить, кто бы смог запла-
тить за него полную цену?» Цена счастья?! Правомерен ли этот вопрос? Если
к счастью относиться как к возможности что-то купить, то – да. Но, если
счастье подобно состоянию обретения Предназначения, Любви, Служения и т.д.
то, очевидно, количественная оценка счастья не будет подходить. Ведь счастье
будет связано с отказом от некого несовершенства, которое мы именуем
не-счастье. Или, наоборот, к счастью будет вести долгий путь страданий и лише-
ний, как например, в сказках у героев, которые через сражения и подвиги
обретают свое счастье. Но свое счастье никогда не будет радовать, если оно не
приносит счастья и окружающему миру. Вот и в народе бытовала присказка:
«Возьми себе (что-то) и горе-злосчастье в придачу».
Вот другое мнение – А.Пушкина: «Счастье можно найти лишь на проторен-
ных дорогах». А как же путь Христа, которым до него никто не проходил, иначе
всё было бы просто и уже известно чего ожидать. Но мы ведь видим триумф
победы над неизвестным и прежде всего над прошлым несовершенством.
Интересна своей глубиной мысль Хелены Келлер: «Когда одна дверь счас-
тья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставив-
шись взглядом в закрытую дверь». И этому вторит мысль другого автора, из-
вестного публициста Андре Моруа: «В белизне уйма оттенков. Счастье, как и
весна, каждый раз меняет свой облик. Поистине, счастье многообразно, но
при этом у него, как у природного явления (не искусственного же), есть уни-
версальные проявления».
И в то же время, как важно просто верить в счастье, даже не зная еще,
что это такое, как оптимистично сказал Лопе де Вега: «Надежда на счастье,
пусть даже обманчивая, никогда не причиняет человеку зла, потому что
она облегчает жизнь».
А вот более высокий уровень оценки счастья у Бернарда Шоу с позиции
несения ответственности и, такого необходимого условия в жизни, как трудо-
любие: «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его». И этому
определению созвучна мысль Григория Ландау: «Несчастье может быть и
случайностью. Счастье – не удача и не благодать; счастье – добродетель или
заслуга». Подобно и у Жана Жака Руссо: «Будь справедлив, и будешь счаст-
лив». В этом же русле и Гельвеций вторит этим мыслям: «Счастье людей зак-
лючается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать».
Лев Николаевич Толстой развивает идею ответственности перед жизнью,
приносящую счастье: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в
том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Вместе с тем, всем точкам зрения присуще осознание, что счастье не прихо-
дит сразу, не быстро, «по щучьему велению», счастье требует долготерпения и
настойчивости. Жюль Ренар провозглашает с иронией: «Если бы строили дом
счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания».
И, конечно же, последователи марксизма-ленинизма, критикуя буржуаз-
но-индивидуалистическое понимание счастья, пошли гораздо дальше и глубже,
соединяя представление о счастье с эволюционным образом жизни человека.
Они утверждали, что стремление человека исключительно к личному счастью в
отрыве от общественных целей вырождается в эгоизм, который попирает инте-
ресы других и морально калечит человеческую личность. «Если хочешь быть
скотом, – писал Маркс, – можно, конечно, повернуться спиной к мукам челове-
чества и заботиться о своей собственной шкуре» (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Маркс отвергал также и уравнительные представления «казарменного ком-
мунизма», которые он характеризовал как «... возврат к неестественной про-
стоте бедного и не имеющего потребностей человека...» (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Характеризуя своё личное понимание счастья, Маркс говорил, что видит сча-
стье в борьбе (К.Маркс, Ф.Энгельс). Такое понимание счастья противоположно
всем обывательским представлениям о нём, рассуждал Маркс. Это не идил-
лическое состояние удовлетворённости существующим положением, а напро-
тив, постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий
на пути к нему, не достижение собственного благополучия, а полное развитие
и использование своих способностей в сознательной деятельности, подчинён-
ной достижению общих целей. Сознательное служение людям, революцион-
ная борьба за переустройство общества, за осуществление идеалов комму-
низма, за лучшее будущее для всего человечества наполняют жизнь человека
тем высшим смыслом и дают то глубокое удовлетворение, которые приносят
ему ощущение счастья.
Вот мы и подошли к резонному выводу: сколько людей, столько мнений о
счастье! Хотя некоторые мнения очевидно принципиальнее и глубже, однако,
если не найти универсальных критериев – как стать счастливым, то успешный
опыт одних будет оборачиваться бессмысленной тратой времени для других.
Ведь сколько людей, столько и стилей.
Универсология позволяет изучить 3 основные направления, следуя которым
человек может стать счастливым:
1. Понимание ценности прошлой жизни, ее знаков для будущего, приятие
всех ее жизненных обстоятельств как основы для будущих достижений. Побе-
да над зависимостями: чувством вины, обид, неуверенности,…
2. Приятие жизненных реалий, всех возможностей, как тех, которые даны
для построения отношений, ведущих к счастью. Это основано на том факте,
что мы как часть Вселенной значимы, ценны для этого мира. И если нам будет
плохо, и мы будем несчастны, то также несчастна будет и вся Вселенная.
3. Формирование образа счастливого будущего, вытекающего из видения
ступеней пути в будущее.
СОДЕРЖАНИЕ
Искусство быть счастливым ………………………….......………….................…….….3
Как обрести Счастье!? …………………………………………......…………….....................5
Счастье – это гармония через конфликт или радость, дающая силы
достичь счастья?! …………………………………...........................……………………........9
Технология 3-х сердец – 3-х ступеней счастья и к счастью ….......………….................11
Техника раскрытия 1-го сердца ……………………………………………................................................13
Техника раскрытия 2-го сердца. Переверните мир с головы на ноги ….........................................14
Техника раскрытия 3-го сердца. Чувственно-логический резонанс вас с миром будущего .......17
Скитальцы, странники, путники – искатели счастья! …………………...........................22
3 этапа пути к счастью. 3 искушения ……………………………………...........................26
Вечный закон единения и вечная причина конфликтов …………………........................29
Что такое счастье бескорыстия ……………………………………………........................30
Схема построения ОЭС 3-х уровней сердца ………………………………......................32
Агни-йога о счастье на 3-х уровнях единения …………………………….......................34
О счастье в русском фольклоре …………………………………………………................36
Судьба быть счастливым ……………………………...…………………......................37
Найди сужденную тебе судьбу ……………………………………………...........................38
Судьба пройти путь становления лидером жизни ……………………….........................46
Мистерия пути. Синтез практик ………………………………………….............................48
Искусство быть свободным …………………………………………….........................52
Классические представления о свободе воли …………………………….......................54
Рабство, утеря свободы – зависимости из-за отсутствия опыта развития ...............57
Свобода разума и свобода чувств ………………………………………….......................59
Агни-йога о свободе выбора и свободе воли …………………………….........................62
Приложение: Воплощение Духа Новой Эпохи и преображение мира ..…......……...................64
ступеней пути в будущее.
СОДЕРЖАНИЕ
Искусство быть счастливым ………………………….......………….................…….….3
Как обрести Счастье!? …………………………………………......…………….....................5
Счастье – это гармония через конфликт или радость, дающая силы
достичь счастья?! …………………………………...........................……………………........9
Технология 3-х сердец – 3-х ступеней счастья и к счастью ….......………….................11
Техника раскрытия 1-го сердца ……………………………………………................................................13
Техника раскрытия 2-го сердца. Переверните мир с головы на ноги ….........................................14
Техника раскрытия 3-го сердца. Чувственно-логический резонанс вас с миром будущего .......17
Скитальцы, странники, путники – искатели счастья! …………………...........................22
3 этапа пути к счастью. 3 искушения ……………………………………...........................26
Вечный закон единения и вечная причина конфликтов …………………........................29
Что такое счастье бескорыстия ……………………………………………........................30
Схема построения ОЭС 3-х уровней сердца ………………………………......................32
Агни-йога о счастье на 3-х уровнях единения …………………………….......................34
О счастье в русском фольклоре …………………………………………………................36
Судьба быть счастливым ……………………………...…………………......................37
Найди сужденную тебе судьбу ……………………………………………...........................38
Судьба пройти путь становления лидером жизни ……………………….........................46
Мистерия пути. Синтез практик ………………………………………….............................48
Искусство быть свободным …………………………………………….........................52
Классические представления о свободе воли …………………………….......................54
Рабство, утеря свободы – зависимости из-за отсутствия опыта развития ...............57
Свобода разума и свобода чувств ………………………………………….......................59
Агни-йога о свободе выбора и свободе воли …………………………….........................62
Приложение: Воплощение Духа Новой Эпохи и преображение мира ..…......……...................64