Всем нам известна поговорка - " Впитал с молоком матери”. Женщина-мать, живущая и творящая в гармонии с собой и с окружающим миром, способна заложить в растущее сознание своих детей высокие идеалы и примеры нравственности, красоты человеческих отношений. Своим живым примером , самыми неприметными, казалось бы , едва уловимыми движениями ума и эмоций мать позволяет своему дитя” почуять аромат жизни возвышенной!”
Именно мать способна и должна создать в семье гармоничную, добрую атмосферу в которой, либо расцветают и распускаются, как лепестки прекрасного лотоса таланты и способности детей, либо они остаются в спящем состоянии, а еще хуже, когда всячески подавляются самостоятельность и инициатива .
"Каждая мать, подходя к колыбели своего ребенка, скажет первую формулу образования – ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ…” (Община, Агни-Йога)
А.И.Клизовский, рассуждая по этому поводу, писал: " Будучи жрицей домашнего очага, женщина может многое. Воспитывая детей в нужном направлении, она может изменить мировоззрение детей в одно поколение. Она может в короткий срок изгнать из своего домашнего обихода все разлагающее, все тлетворное, все безнравственное. Она может очистить свое жилище от грязи и пошлости, от нечистоты отношений, от сора осуждений и пересудов, от устарелого и ненужного хлама предрассудков и суеверий, от заплесневелых привычек и традиций, от всего, что способствует тьме и мешает свету” (Основы, ,С.42)
По убеждению Л.А.Никитиной, труд матери-это не обслуживание малыша, а творческая, созидательная работа по раскрытию и формированию его сознания.
"Не кормление по часам , не стирка и глажение пеленок, не суета с прогулками и купаниями – не это должно быть главным. С самого начала надо учиться наблюдать, приглядываться и стараться понять, что малышу нужно, что хочется, а что ему неприятно, что значат его вопли, кряхтения, гримасы, чихания и т.д. А с другой стороны – обязательно! – что нужно самой матери, как облегчить, упорядочить вереницу дел, как выспаться, когда почитать, или выбраться в кино ( да! да!), как , наконец, привести себя в порядок: мать должна быть прекрасной, как мадонна!”( "Мама или детский сад” с. 36).
Именно прекрасной мадонной должна восприниматься мать ребенком еще в его младенчестве. С первых же своих лет он должен почувствовать: мать есть воплощение самого Прекрасного. А для этого женщина – мать должна представать перед ним во всей красоте тела и духа. И в красоте радостного, вдохновенного, творческого труда!
В той же книге читаем: ” Она белье вешала, как песню пела. Она наслаждалась, вдыхая запах чистоты и свежести. Радовались ее руки, ощущавшие хорошо отжатую, прохладную ткань, радовались ее глаза, которые скользили – любуясь! – по пестрой, колыхающейся по ветру гирлянде всех этих славных детских вещичек, радовалось все ее гибкое, молодое тело солнцу, ветру, движению и, главное, тому, что рядом сын, что он смотрит на нее. Это для него летали ее руки , и сияли глаза, и веселилось белье на веревке. Проза жизни у меня на глазах превращалась в высокую поэзию одухотворенного человеческого труда. И это видел, этому радовался человечек, который сам еще ни чего не умел”.(там же,с.38).
Едва ли не большинство матерей озабочены преходящим, сиюминутным, а вовсе не развитием духа и не ростом сознания маленького человека. И опадают, так и не успев раскрыться, лепестки этого потенциально прекрасного лотоса, цветка жизни – ребенка.
О том, что детям необходимо уделять постоянное, созидательное внимание, хорошо знал и Учитель Иванов. В своих тетрадях он, памятуя , что надежда на духовное возрождение человечества связана прежде всего с ними, говорил:” В детях сейчас все”.
И далее – " Надо научиться просить детей”. Да, именно "просить”, а не только – требовать, чем " увлекаются” многие и многие из нас взрослых.
Здесь Учитель дает понять, что ни в коем случае не унижать – уважать и ничуть не менее взрослых должны мы их! И не только всегда внимательно слушать их , но иногда и слушаться их, ибо очень часто устами младенца глаголет истина.
Дети – созидатели и источники лучей Света и Радости. Именно от детей и юношества особо зависит дальнейшее развитие планеты, само ее Преображение!
Е.И.Рерих в своих письмах говорит о высочайшем предназначении женщины как деятельницы планетарного масштаба: Женщина " должна стать той доброй феей, которая задалась целью спасти мир от гибели и избавить его от зла, которая всюду , вместо зла насаждает добро, вместо безобразия – красоту, вместо лжи – правду, вместо несправедливости – справедливость и вместо ненависти – любовь”(с.43).
" В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Мать, жизнь дающая, имеет право распоряжаться судьбой своих детей. Голос женщины – матери должен раздаваться в рядах вершителей судеб человечества”.(1.3.29).
" Женщина, вдохновительница красоты, знает всю силу, всю синтетическую мощь красоты.
Женщина, носительница сокровенной мощи и знания духа, поистине может стать Ведущей.
Итак, без промедления приступим к несению великого знамени Новой Эры, Эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят ее собственный очаг " (7.10.30).
Миссия столь важная и священная – воспитание будущего поколения сегодня в нашем обществе переложена на плечи воспитателей, учителей, психологов… На сколько богаче может быть внутренний мир наших детей и семей если мать задастся целью преображения жизни своей семьи и мира в целом… - она будет выполнять одну из главных своих миссий…
О том, что дети – наше будущее стоит задуматься тем, кто стоит у руля управления развитием нашей страны и нам всем, ее гражданам, создать такой социально-экономический и общественный уклад жизни, когда роль семьи полноценной и роль матери возведётся на необходимую высоту, и тогда возможно наша Родина станет процветающей.
Сонич Юлия, Красноярск
В статье использовались материалы книги А.Сандровой и В.Димирова " Путь Спасителя”.