АВАТАР Новой Эпохи - Курс для старшеклассников "Азбука нестандартного мышления"
Пятница, 09.12.2016, 23:10:37

АВАТАР Новой Эпохи





    _________
    Меню сайта
    Календарь
    «  Декабрь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Курс для старшеклассников "Азбука нестандартного мышления"

    Курс для старшеклассников

    МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА УНИВЕРСОЛОГИИ

    ЧЕРНИГОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т.Г.ШЕВЧЕНКО

    ЧЕРНИГОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ имени К.Д.УШИНСКОГО

    Программа факультативного курса для старшеклассников

    «Азбука нестандартного мышления» (20 часов)

    Рекомендовано Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины как учебная программа для организаторов последипломного образования, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников и учителей общеобразовательных учебных заведений

    Составители:

    Федорченко Антонина Юрьевна – педагог-организатор, учитель биологии Черниговского обласного педагогического лицея для талантливой сельской молодежи

    Лось Татьяна Николаевна – учитель биологии специализированной школы с изучением французского языка № 49 м.Киева

    Колесник Марина Александровна – к.пед.н., доцент кафедры биологии Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко

    Чернигов - 2012

    Пояснительная записка

    На сегодняшний день самыми проблемными уровнями взаимодействия человека (особенно молодежи) с окружающим миром, на которые следует обратить внимание в первую очередь при составлении учебных программ и их содержания, является уровень ценностных ориентиров и перспективы развития, или уровень целеориентирования. Отсутствие (или неопределенность) четкой иерархии ориентиров и приоритетов развития часто приводит к апатии и равнодушию, которое обозначается на дальнейшей жизни человека. Итак, необходимо начинать с его мировоззренческих установок. Открытие общей теории систем разрешило выделить новый раздел в теории систем - причинную системологию и в системном анализе - причинно-системный анализ как метод исследований. С точки зрения причинно-системного подхода, мировоззрение - совокупность убеждений, оценок, взглядов и принципов, которые определяют самое общее видение и понимания мира и место личности в нем, а также ее жизненные позиции, программы поведения и деятельности. Поэтому следует искать пути создания психоэмоционального взгляда на себя сквозь призму системы, частью которой человек себя видит. Об этом в свое время писали ряд исследователей данной проблематики, которая охватывала области знаний психологии, педагогики, естественных наук и методики их преподавания. Существующие исследования довольно хорошо раскрывают суть системности, но редко - взаимосвязанность элементов системы и ее связь с системами большего порядка в той зависимости, которая бы определяла общий и четкий ориентир для каждого компонента данной системы. 

    В данной программе факультативного курса предлагается причинно-системный подход к конструированию учебно-воспитательного содержания именно с позиций причинно-следственных связей, которые раскрывают суть мировоззренческих понятий включенности человека в общую экосистему планеты, обязательно учитывая его проявления как социально-культурной личности. Концептуальной основой предложенного подхода является теоретическая база Универсологии (Поляков В.А.) и одного из ее направлений - педагогической системологии (Добшикова Г.П.).  В таком контексте целесообразным есть использование в учебно-воспитательном процессе универсальных законов взаимодействия и развития, которые детерминируют взаимодействие системы с окружающей средой и особенности процессов ее становление и развития. 


    7 - Концептуальные отношения: мировоззрение, смысл деятельности, перспективы дальнейшей деятельности, беспредельность развития и творчества

    6 - Иерархические отношения человека с  миром, природой, обществом (система ценностей, знание и применение универсальных законов природы)

    5 - Коллективно-преобразовательные отношения: управление как способность строить стойкие отношения в команде единомышленников на основе индивидуализации

    4 - Межличностные отношения: толерантность, авторитет, усовершенствование

    3 - Познавательная активность: планирование действий, управление имеющимися ресурсами

    2 - Эмоциональное отношение к себе и к миру: умение взаимодействовать в команде, гармония взаимоотношений

    1 – Ресурсная база: инструменты, методы работы, литература, исследование в природе


    Рис. 1. Причинно-следственная связь уровней взаимодействия человека с миром как система построения факультативного курса для старшеклассников "Азбука нестандартного мышления".

    Факультативный курс "Азбука нестандартного мышления" предлагается как альтернатива к традиционно существующим формам работы с учениками относительно формирования целостности их мировоззрения и понимания проявления человека на разных уровнях взаимодействия с окружающим миром в их взаимосвязи, которая строится на основе семиуровневой модели взаимодействия человека с миром (рис.1).


    Целью курса является:

    1. Содействие формированию целостного природосоответствующего мировоззрения, системного мышления учеников 10, 11 классов  ради осуществления ими выбора ориентиров будущего;

    2. Раскрытие иерархичности и универсальности построения мира и формирование отношения к миру и миропонимания на основе причинно-следственных связей;

    3. Раскрытие сути взаимосогласованности целей и интересов каждого из членов ученического коллектива для осуществления коллективно-сознательной творческой деятельности;

    4. Сопоставление личностных и общечеловеческих ценностей для понимания потребности себя в обществе, своего места  (пространства проявления) в системе иерархических связей для реализации своего предназначения;

    5. Содействие выявлению и дальнейшему развитию творческой личности каждого ученика через включение в конкретную деятельность ученического коллектива;

    6. Формирование умения учеников гармонично строить взаимоотношения с другими участниками курса на основе универсальных законов и закономерностей развития мира;

    7. Помощь ученикам определить собственную потребность в развитии и оказывать содействие пониманию каждого участника своей уникальности и нестандартности. Раскрыть красоту в обычном, будничном. 


    В состав факультативного курса входит 10 тренинговых занятий, структура которых отвечает поэтапности построения педагогической системы как целостного курса, так и каждого отдельного занятия, которые его составляют. Тематика первых семи занятий посвящена рассмотрению указанных уровней взаимодействия человека с окружающим миром, три последних занятия имеют характер синтезирующих, которые показывают взаимосвязь уже рассмотренных составляющих системы (рис.1).

     

    Тематика занятий факультативного курса

    "Азбука нестандартного мышления"


    Занятие 1. "Азбука нестандартного мышления" - курс о тебе, курсе для тебя, курс ради тебя, или зачем человеку крылья ( как научиться "видеть звезды даже в будничных лужах жизни") (2 часа).

    Цели и задачи факультативного курса "Азбука нестандартного мышления", мировоззренческие понятия на уровне первичного понимания "системно-логическое мышление", "нестандартное мышление", "системность построения мира", "надсистема - система - подсистема"; "иерархичность построения мира"; актуальность системного видения мира на текущий момент, определение ценностных ориентиров современного мира и каждого человека в нем.

    Определение нестандартности как природосоответствия в поведении и умственной деятельности каждого человека, что дает альтернативность выбора в жизни; раскрытие включености человека в систему "Я - коллектив - общество" как возможность преодолеть в себе замкнутость только на своей личности. С помощью закона полярности показать единство мира, которая  проявляется через бесконечное разнообразие форм жизни, и в первую очередь - через дуализм всего существующего, через пары противоположностей, которые в совокупности и составляют единое целое. Обратить внимание на уникальность каждого ученика через раскрытие полярностей "красивое-некрасивое", "стандартное-нестандартное". 

    Проблемный вопрос: "Могу ли я изменить мир?".

    Реализация возможностей учеников:

    раскрыть понятия "нестандартность";

    проявить собственную уникальность как показатель нормы реакции таланта;

    проявить способность к поиску красоты в любом моменте жизни, или "с чего начинается творчество?";

    подискутировать на тему: "Что является зеркалом моей души?" 

    Занятие 2. Искусство быть собой, или Я з другой стороны зеркала (2 часа)

    Показать отношение каждого из участников к себе, провести физическую, эмоциональную рефлексию. Раскрыть cуть взаимоотношений "человек - эмоционально-чувствительный мир". Одной из основных задач есть также определить семь уровней отношений человека с миром и 7 сфер проявления человека и на основе этих знаний научиться строить свои собственные уровни взаимоотношений. 

    Проблемный вопрос: с помощью основных принципов закона преемственности и подобия дать ответ на вопрос "С чего я начинаюсь?" 

    Тема для дискуссии: Эволюция себя. Или я начинаюсь с зиготы, моих родителей, первого шага, получение диплома об образовании... Семь уровней взаимоотношений. 

    Реализация возможностей учеников:

    узнать о семиуровневости проявления человека;

    вияснить с чего же начинаетесь Вы?;

    подискутировать на тему "Следует ли обращать внимание на подобие, чтобы быть нестандартным?";

    попробовать дать ответ на вопрос "кто я есть в этом мире?"

    Занятие 3. Ошибайся, но не останавливайся, или как получить радость от любого действия (2 часа)

    Сущность взаимоотношений "человек - информационный мир". На основе основных закономерностей данной тематики дать возможность определить индивидуальное отношение каждого ученика к познанию себя, сформировать осознание важности потребности в интеллектуальном развитии. В ходе тренинга показать пространство творческого проявления по 7- ми уровням взаимоотношений человека с миром и на основе Закона причинной обусловленности (сохранение энергии) ответить на проблемный вопрос "Как получить радость от любого действия".

    Проблемные вопросы:  можно ли жить радостно? Одаренность от слова дарить. Алгоритм: мысль – слово – действие. Как не потерять эту последовательность?  

    Темы дискуссионной работы: Пространство моего творческого проявления по 7 уровням, как проявляется причинно-следственная связь. Раскрыть что такое радость и как получать это чувство от любой работы, действия, деятельности. Если я хочу получать радость от деятельности,  имею ли вкладывать радость в любое действие, дело? 

    Реализация возможностей учеников:

    узнать почему случайности не случайны;

    обогатиться рецептами радости;

    подискутувать на тему творчества в жизни человека;

    создать что-то новое.

    Занятие 4. Я и Мир или Я в Мире, или как стать миру партнером? (2 часа)

    Факторы, которые обуславливают отношение личности к другим людям, природе, а также восприятие окружающего мира. Переориентация человека с акцента "отношение к себе" на акцент "отношение к другим". 

    Проблемные вопросы: Я и мир, или Я в мире? Сделай шаг навстречу будущему! Как одной нестандартности принять нестандартность другого? Как не пересечься стандартностям?

    Темы дискуссионной работы. Раскрыть суть закона цикличности через обсуждение следующих направлений: биоритмы, циферблат, настроение "полоска белая, полоска черная", 4 фазы развития системы, дерево жизни, цикличность через формы деятельности, изобразить жизненный цикл любой вещи.  Имеет ли смысл такая цикличность в деятельности человека? От глобальной универсальной цикличности к локальной универсальной цикличности - шаг на встречу неизвестному. 

    Реализация возможностей учеников:

    узнать о символизме циферблата часов как символа цикличности;

    выявить собственный цикл развития;

    дать ответ на вопрос "Как стать миру партнером?";

    доказать необходимость завершать то, что начато.

    Занятие 5. На перекрестке двух миров, или следует ли экономить совесть. Раздорожье: задача для богатыря... (2 часа)

    Отношение человека к коллективу людей, профессиональному творчеству. Потребность в познании и раскрытии социальных нужд личности, которые состоят из потребности ее в семье, творческом коллективе, управленческой зрелости. Нужды каждого и понимание возможности свободы выбора направлений реализации своей личности и удовлетворение нужд; дать оценку социально-коллективного  уровня развития каждого.

    Проблемный вопрос: "Следует ли экономить совесть?"

    Темы для дискуссии. Задача для богатыря: раздорожье.  Бывает ли коллективный эгоизм полезным?  Что с этим делать?  Коллективный организм - пример дерева. Суть закона альтернативности - или существует свобода без ответственности? Соотношение "Я-Мы".

    Реализация возможностей учеников:

    подискутувати на тему "Что возникает на перекрестке двух миров?";

    сделать выбор "Я или Мы"?

    Занятие 6. Мое отражение в других, или когда существует гармония миров. Следует ли считать ступеньки?(2 часа)

    Отношение человека к обществу и своей роли в нем. Креативный потенциал для само актуализации личности каждого. Характеристика нужд каждого из участников в творчестве, изобретательности, создании нового, значимого для общества продукта. Дать оценку ценностного  уровня развития каждого. Понятие "ценности", "ценностные ориентации". Суть закона иерархичности в выявлении взаимоотношения "над система - система - подсистема" на примерах окружающего мира.

    Проблемный вопрос: "Следует ли перепрыгивать через ступеньку?" 

    Темы для дискуссии. Когда я вижу себя в других, тогда существует гармония миров... Ступеньки жизни. Для чего ступеньки в доме, если есть лифт?  Цветет ли подсолнечник из ростка? Надсистема-система-подсистема. 

    Реализация возможностей учеников:

    выяснить что такое ценность и можно ли ее выработать в себе, коллективе;

    определить собственное место в иерархии отношений в обществе;

    понять в какой роли (ведущего или того, кого ведут) Вы себя ощущаете комфортно.

    Занятие 7. Цветы жизни, или шаги к цели. 

    Цель, которая облегчает путь, или всему свое время (2 часа) .

    Важность отношения человека к планете как к единому естественному организму и к эволюционной цели человечества. Потребность в коллективе единомышленников и творческой команде, которая разрешит реализоваться. Продолжение определения потребности в знаниях и применение системы законов взаимоотношений с миром. Нахождение возможностей каждого в само актуализации. Суть закона целеориентирования, как осознание мировоззренческих горизонтов, целей и перспектив развития, чувство целостности жизни. Количество шагов к желательному результату.

    Проблемные вопросы: Для чего мы ставим перед собой цели?  Умеем ли мы это делать? Как это делать правильно? 

    Реализация возможностей учеников:

    раскрыть важность постановки цели перед собой для понимания пути собственного развития и окружающих;

    выяснить иерархичность понятий "желание", "цель", "мечта" и определить целесообразность постановки цели каждым из вас;

    раскрыть и внедрить правила постановки цели на основе баланса "хочу - могу, делаю - получаю";

    научиться формулировать цель как средство достижения мечты и раскрыть роль сомнений при этом.

    Занятие 8. Мы строим новую реальность, или как заглянуть в будущее? (2 часа)

    Мировоззренческая основа системно-логического мышления. Мышление с точки зрения относительности сознания человека через относительность мировосприятия. Характеристика стадии формопостроения (в фазе синтеза) на основе взаимозависимости первого и седьмого уровней в системе взаимоотношений человека с миром. Понятие "нестандартность" как природосоответственность в поведении и умственной деятельности каждого человека, который дает альтернативность выбора в жизни. Выбор собственного будущего в системе межличностных отношений и суть свободы выбора этого будущего. 

    Проблемный вопрос: "Как заглянуть в будущее?"

    Темы для дискуссии.  Все ли цели оправдываются средствами? Формируем новую реальность как общее будущее. 

    Реализация возможностей учеников:

    научиться формулировать цель, которая приводит к будущему;

    оптимально определять средства реализации цели.

    Занятие 9. Искусство быть вместе, или когда рождается молекула (2 часа)

    Основные принципы взаимодействия в коллективе и умение управлять собой, ситуацией, окружающими на основе причинно-системного мышления. 

    Примеры включенности человека в систему "Я - коллектив - общество" как возможности преодолеть в себе замкнутость только на своей личности. Формирование возможности определиться со своим собственным местом в системе взаимодействия с окружающим миром и реализации в ней собственного "Я". Характеристика стадии взаимодействия (в фазе синтеза) на основе взаимозависимости второго и шестого уровней в системе взаимоотношений человека с миром.

    Проблемный вопрос: "Как согласовать цели?"

    Реализация возможностей учеников:

    сделать еще шаг к воплощению сформулированной идеи как общего будущего;

    выяснить: отладка каких взаимосвязей необходимое для реализации общей цели;

    научиться распределять ответственность, которая приводит к будущему;

    оптимально определять сроки реализации цели.

    Занятие 10. Бок-о-бок с друзьями побеждай, или следует ли обмениваться ценностями? (2 часа)

    Основные мировоззренческие понятия "системно-логическое мышление", "причинно-системное мировоззрение", "чувственно-логическое мировосприятие", "нестандартное мышление", "системность построения мира", "надсистема - система - подсистема"; "иерархичность построения мира" через призму взаимосвязи  уровней проявления человека в мире. Собственные примеры семи уровней отношений человека с миром и сфер проявления человека. Характеристика стадии управления (в фазе синтеза) на основе взаимозависимости третьего и пятого уровней в системе взаимоотношений человека с миром. 

    При ответе на проблемный вопрос "Следует ли обмениваться ценностями?", прийти к реализации реального проекта "Профессиональный выбор".

    Темы для дискуссии. Взаимообмен ценностями в коллективе. Результаты каждого становятся достоянием всех. Переход личного в общее. 

    Реализация возможностей учеников:

    смоделировать образ ближайшей перспективы реализации творчества коллектива участников факультатива "Азбука нестандартного мышления";

    понять значимость в коллективе собственную и друг друга;

    выяснить:  приобрели ли Вы новые качества личности в ходе выполнения запланированного? Каких качеств Вам не хватало для гармонического осуществления задуманного?

    детализировать дальнейшие действия относительно реализации задуманного дела.

    В практической части реализация реального проекта выступает как результат всей работы на факультативных занятиях, которая обеспечивает переход в новое качество и связь приобретенной теории на практике. Таким образом, появляются новые перспективы развития и понимание личной значимости и ценности в коллективе, что будет оказывать содействие систематизации ценностных ориентиров личности ученика при будущем выборе профессиональной и социальной деятельности.


    Чтобы скачать файл нажмите ссылку:

    Программа факультативного курса

    Програма факультативного курсу