Новому времени требуется новое мировоззрение и универсальная парадигма, отражающая целеориентированность и универсальность строения и развития бытия, а также всю полноту причинно-следственных связей во Вселенной.
Новому времени требуется научные разработки, формирующие более эффективные и экологичные производства.
Новому времени требуется новый уровень культуры социально-экономических отношений на основе коллективной стратегии, формирующей многоуровневую систему самоуправления, включающего систему общественного самоуправления.
Понятия и терминология
Причина – это определяющие направленность развития силы природы. Силы природы возникают как результат действия всеобщих законов бытия. Целенаправленное действие детерминируется универсальным алгоритмом всеобщих законов бытия. Причинность – это действие причины по оси целенаправленного развития (причинн-ость), основанного на универсальном алгоритме проявления всеобщих законов природы бытия. Действие всеобщих законов природы носит системный характер, т.к. носит поэтапный характер формирования систем жизни.
Таким образом Причинность – это универсальный алгоритм целенаправленного действия всеобщих законов природы, поэтапно формирующих жизнь в виде ступеней развития, что рождает разноуровневые системы жизни и их системность развития как процесс взаимообмена, взаимодействия и выхода на качественно новый уровень причинно-системной организации жизни.
Причинность – это подобный процесс причинно-системного подхода, но с акцентом на причине явления. При использовании термина причинно-системный подход акцент ставится на системном процессе разворачивании причинности в мире следствий.
Универсология обосновывает причинно-системный характер упорядочивания и синхронизации многообразия всех форм жизни бытия. На основе универсальности алгоритма действия законов природы обосновывается причинность зарождения с последующей системностью в организации и развитии материи пространства при поэтапном ее формировании как инволюционно-эволюционной смены форм жизни во времени преображения при построении объединенных энергосистем, которые как ступени характеризуют достижение качественно новых состояний интеграции систем жизни от микрокосмоса к макрокосмосу.
Универсология обосновывает, что Жизнь – это универсальный алгоритм действия всеобщих законов природы, приводящих к зарождению, развитию и преображению систем. Ведь не случайно во всех мировых культурах звучит, что мир, как и человек, созданы по образу и подобию Бога. Отсутствие целеориентированности как детерминированной причинности приводит, как известно, к стагнации. А отсутствие генезиса универсалий поэтапного формирования цепочек взаимообусловленных жизней приводит к бессистемности и хаосу.
Таким образом, Универсология – это:
1- Учение как раскрытие причинности и системности всех явлений в новой эпохе;
2- Междисциплинарная наука синтеза мировой культуры и науки;
3- Универсальная Технология воплощения синтезирующего Учения и реализации на практике научного аппарата;
4- Практика природоориентированного здорового образа жизни человека, коллектива, общества;
5- Причинно-системное прогнозирование образа будущего и универсальное моделирование наиболее эффективного пути развития, воплощения мечтаний и звёздных идеалов!
Введение в мир Причинности в виде универсалий междисциплинарного синтеза наук и мировой культуры
Человек извечно стремился постичь первопричину бытия, познать смысл жизни, а также свое место в этом едином процессе развития. О сути миропостроения повествовали все древние мистерии, но неокрепшие умы не были способны расшифровать эти знания, которые были переданы в притчах, знаках и символах.
Однако эти таинственные знания всегда имели ключ – универсальный знаковый код в виде геометрической и математической систем. Знаковый универсализм был зашифрован во всем наследии прошлого: в играх (шахматы, карты и пр.), в алфавите, в орнаменте украшений и в других явлениях мировой культуры. Таким путем знаковый универсализм постепенно подготавливал сознания людей к вхождению в них нового миропонимания. Поэтому испокон веков великие мыслители стремились постичь первопричины возникновения мифов, сказаний и культов народов мира, чтобы в них обнаружить единую и универсальную систему знаний о миропостроении и вывести из них единую науку о Бытии.
В чём отличие Универсологии от других наук?
Основной причиной возникновения различных разделов наук в истории человечества являлась насущная необходимость обоснования возникающих явлений окружающего мира и прогнозирования наиболее эффективных путей развития и общества, и человека. И хотя процесс познания сущности мироустройства активно осуществляется и в настоящее время, однако происходит это, как правило, только на эмпирическом уровне эксперимента (“на ощупь”). Всеобщие (универсальные) законы мироустройства и развития жизни так и остаются нераскрытыми, тем самым, остаются непознанными и причины явлений, а также система устройства мироздания.
Поэтому, до той поры пока не были раскрыты универсальные причинно-системные основы бытия и механизм действия универсальных законов, наука не имела возможности точно прогнозировать и моделировать процессы развития, а лишь с определенной вероятностью. Мир причин так и оставался неизведанным, равно как и ответы на вопросы: что есть жизнь, в чем ее смысл и цель и как жизнь строит всё свое многообразие при столь глубокой взаимообусловленности ее частей.
А значит, Универсология притягивала внимание во все века тех, кто стремился: 1) раскрыть универсальные законы формирования, развития и взаимообусловленности многоуровневых систем жизни и причинные связи микро- и макромиров; 2) описать механизмы действия универсальных законов посредством универсальных моделей, обеспечивающих эффективное управление и межсистемное прогнозирование перспектив развития систем. И только на рубеже эпох был описан методологический причинно-системный аппарат Универсологии, основанный на синтезе мировой культуры и современной науки, который позволил разрешить существующие противоречия в миропонимании, раскрыв человеку осознание его места и роли в процессе жизни Вселенной.
ИСТОКИ ПРИЧИННОСТИ В УНИВЕРСОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ БЫТИЯ
Универсалии (от лат. universalis - общий) – это термин средневековой философии, обозначающий общие понятия, идеи, замысел, цель. В философии периода 10–14 вв. доминировали 2 основные проблемы универсалий: поставленная Платоном – о реальном существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, – об общем (едином) как основе доказательства. Поэтому в споре об универсалиях в вопросе об их реальном, объективном существовании были определены 2 основные направления: 1) реализм и 2) номинализм, концептуализм.
1) Реализм предполагал, что универсалии существуют: а) реально и независимо от сознания как их вечные идеальные прообразы (платонизм); б) «в вещах» (аристотелизм);
2) «После вещей» в человеческом мышлении: а) номинализм, видевший в универсалиях общее имя; б) концептуализм, истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов.
C другой стороны, слово «Универсология» происходит от английского слова «univers» – вселенная. А «universology», таким образом, это – учение о строении вселенной. Однако широко вошедшее в техническое применение понятие «универсальность», определяющее повторение параметров систем, которые позволяют взаимодействовать данным системам (например, штепсель и розетка), а также понятие «фрактальность», введенное И.Гете и характеризующее повторение закономерностей структуры организации систем, придало понятию «Универсология» более широкий синтетический смысл.
Универсология стала характеризовать строение бытия на основе единых закономерностей развития. Причем эти универсалии обусловили структурное повторение организации элементов в пространстве систем жизни и поэтапность формирования систем во времени развития микро- и макромира.
В то же время, Универсология также вобрала в себя понятие относительной одновременности, введенное К.Геделем, и выводы теории относительности А.Эйнштейна. Это позволило установить тот факт, что развитие в разных уголках беспредельной вселенной происходит одновременно, но является относительным, т.к. универсальность воспринимается относительно конкретного субъекта – т.е. зависит от уровня развития (сознания) наблюдателя. При этом согласно теорем К.Геделя большая система определяет параметры развития меньшей и детерминирует её причинно-системный процесс разворачивания.
Следовательно, Универсология становится универсальным языком, основой которого служит теория универсальных закономерностей систем жизни и теория относительности сознания. Универсология поясняют односторонний подход каждой из спорящих сторон (платонизм, аристотелизм, номинализм, концептуализм) и дают возможность синтезировать их в едином и относительно одновременном процессе развития в микро- и макрокосмоса.
Таким образом, универсальная схема развития проявляется относительно одновременно и в макромире как идеальные образы или «образ Господа Бога» (Платон), и как «подобие Бога», проявленное во всех явлениях мира, т.е. «в вещах» (Аристотель), в т.ч. и в сознании, и в словах как образ мысли и действий (номинализм, концептуализм). И в то же время, Универсологию нельзя отождествлять с каким-либо отдельно взятым подходом философии (платонизм, аристотелизм, номинализм, концептуализм, схоластика, холизм, редукционизм, эклектика и др.), поскольку Универсология проявлена как:
1) Синтез различных мифов и традиций мировой культуры с современной наукой. Поэтому Универсология не противоречит ни одному из прежних учений о развитии, а поясняет их (учений) суть как определенных закономерных этапов в истории развития процесса миропонимания человечеством;
2) Разработка качественно нового теоретического и практического научного аппарата, актуального для широкого применения на разных уровнях жизни: …-человек–коллектив–общество–человечество–планета–Солнечная система–галактика–Вселенная.
Теоретический фундамент причинно-системного подхода в Универсологии
Универсология позволяет: 1) раскрыть универсальные (всеобщие)закономерности строения и развития систем жизни, их взаимообусловленность в многоуровневых иерархических цепях как причинно-следственные связи микро- и макромиров; 2) описать механизмы действия законов бытия посредством универсальных моделей, обеспечивающих наиболее эффективное управление и межсистемное прогнозирование перспектив развития систем.
Человечество, как и человек, является продуктом системы многоуровневых отношений. И поскольку развитие любой системы происходит в соответствии с универсальными закономерностями, то человечество аналогично формирует уровни отношений как структуру, обеспечивающую наиболее эффективное развитие.
1. Структура системы жизни (например, общества) – это причинно-следственные отношения, которые человек формирует в окружающем его мире. При этом возникает тройственность: 1) управляющая сфера причин; 2) переходный процесс от сферы причин к сфере следствий; 3) управляемая сфера следствий.
Рис. 1. Формирование универсальных моделей: 1. Модель системы 7-ми уровней причинно-следственных отношений на основе 1) триады: причина (закон)-взаимосвязь-следствие (форма, результат), 2) преемственность, повторение; 2. Модель поэтапного целеориентированного развития системных процессов на основе а) сохранения: структуры пространства и динамики во времени, б) цикличности инволюция–эволюция (анализ–синтез, теория–практика, дифференциация–интеграция, отражение–преображение,…), в) альтернативности.
При этом каждый из 7-ми уровней пространства жизни любой системы имеет вполне конкретное универсальное для всех систем (от атома до вселенной) строение и характеристику.
Тогда при согласовании целей между сферой управления и управляемыми подсистемами (людьми, предприятиями, регионами и др.) возникает явление самоуправления, а значит, устойчивое и бесконфликтное развитие.
Следовательно,универсальное управление – это алгоритм наиболее эффективного, бесконфликтного и устойчивого развития человека, семьи, коллектива, предприятия, общества, основанное на универсальных (данных природой) закономерностях жизни бытия.
2. Этапы формирования структуры системы (человека, коллектива, общества, планеты и т.д.) во времени – это 2 фазы: 1. Инволюция – познание, адаптация, индивидуализация; 2. Эволюция – интеграция, управление, преображение.
Таким образом, возникает цикл поэтапного формирования системных (общественных) отношений в пространстве и во времени – как 12 детерминант системы. Поэтому в своем цикле развития система жизни (например, человек) в 1-ю фазу познает универсальные закономерности окружающего мира как сущность каждого из 7-ми уровней системных отношений. А во 2-ю фазу система преображает и интегрирует в новую более совершенную суть ту часть окружающего мира, которая была познана в 1-й фазе цикла.
Рис. 2. 1) Формирование универсальной модели №2: 1) Модель поэтапного формирования 7-ми уровней пространства жизни систем по 12-ти этапам – 12-ти детерминантам системы; 2) Разгадка тайны великого Леонардо Де Винчи – это универсальные закономерности систем, проявленные в строении человека; 3) Разгадка методики диагностики Гиппократа как поэтапное формирование жизни человека в течение 7-летних периодов: личности ‑ до 28 лет по четырем семилетним периодам, группового сознания – до 56, общественного сознания – до 84 лет.
А следовательно, человек, развиваясь циклически, накапливает опыт соответствующего качества развития в 7-летних периодах жизни на основе выводов Гиппократа о 7-летних циклах развития при формировании сознания человека (в 3-х кругах жизни по 28 лет: до 28, до 56, до 84 лет) по 7-ми уровням социосистемных отношений:
1-й уровень. Подбор элементов для формирования структуры пространства жизни человека;
2-й. Взаимоотношения элементов в пространстве жизни человека, а значит, формирование эмоционально-чувственного мира в отношениях, в т.ч. и межличностных;
3-й. Формирование взаимодействия элементов жизни, а значит, и ментальной активности;
4-й. Социальная адаптация, индивидуализация и признание личности и ее творчества;
5-й. Постоянное коллективное сотворчество;
6-й. Иерархия межколлективных взаимодействий как ценности достижений в обществе;
7-й. Мировоззрение и перспективы развития личности посредством коллектива и общества.
Полная же схема поэтапного формирования систем микро- и макрокосмоса происходит в течение 3-х кругов‑виток спирали развития. При этом яркой иллюстрацией поэтапного формирования системы микромира является таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
Рис. 3. 3 круга (см. рис.2, 3 основные витка спирали) развития и повторения предшествующих построений по универсальной закономерности строения элементов систем: 12-8-4-1 – для сферы следствия (как сечение ствола дерева или канала проводника потока жизни). Полная же схема развития систем в 3-х кругах (витках спирали) ‑ 12-8-4-1‑1-4-8-12 – для сфер причины и следствия, на примере таблицы Менделеева.
3. Самоуправление системы жизни.
Для раскрытия сути самоуправления Универсология рассматривает тройственную взаимообусловленность развития системы жизни в пространстве и во времени. Это есть целевая ориентация развития посредством интеграции: подсистем в системе, систем в надсистеме и т.д. И на этой основе Универсология дает модель взаимообусловленности направлений общественного самоуправления.
Рис. 4. 1) Тройственность взаимообусловленности развития и целевой ориентации: 1) подсистема – 2) система – 3) надсистема, что у Платона соответствует триаде: тело–душа–дух; 2) Формирование общественного самоуправления как 3-х направлений развития самоуправления в обществе: производственного, территориального, социального.
Поэтому,Универсология – это междисциплинарная наука о причинно–системном строении мира и применении знаний универсальных закономерностей во всех научно-практических сферах деятельности, а также в практике каждодневной жизни людей и формирования у них системно-логического мышления.
Следовательно, теоретический фундамент универсологии это:
1) Теория универсальных закономерностей, обосновывающая наибольшую эффективность развития и управления системами жизни на основе универсальных моделей;
2) Теория относительности сознания и гносеология релятивизма, определяющая различные (относительные)способности познавать, объединять и управлять (одновременно развивающимися) разноуровневыми системами жизни;
3) Причинно-системная теория развития личности и психосистемология, определяющие этапы расширения сознания как возрастающую способность человека (семьи, коллектива, общества) познавать, строить и наиболее эффективно управлять системными отношениями в своем жизненном пространстве. Таким образом, уровни сознания (человека, коллектива, общества) определяют возникновение адекватных способов производства (как социально-экономических укладов в обществе). При этом собственность возникает как, соответствующий уровню сознания, способ наиболее эффективного управления ресурсами жизненного пространства.
Универсология, положив в основу своей методологии эти рассуждения, выделила 7 универсальных принципов структурообразования, на которых строятся 5 универсальных законов, каждый из которых основан на действии предшествующих законов и обусловливает действие последующих законов развития.
5 универсальных принципов – целеориентированность; иерархичность (системность); единство; многообразие; взаимосвязанность.
7 всеобщих законов природы:
1-й закон – полярность; из него вытекает –
2-й – преемственность и повторение; из него вытекает –
3-й – сохранение и причинность; из него вытекает –
4-й – цикличность; из него вытекает –
5-й – альтернативность как закон свободы выбора; из него вытекает –
6-й – иерархичности; из него вытекает –
7-й – целеориентированности.
Так, на основе 7-ми всеобщих законов был описан универсальный алгоритм построения систем жизни и были построены универсальные модели и механизм их применения. Тем самым, было обусловлено возникновение причинно-системного мировоззрения и единой теории поля, описывающей последовательность возникновения и развития Вселенной.
Таким образом, можно продемонстрировать научную и практическую новизну Универсологии.
Научная новизна Универсологии
1. На основе синтеза и систематизации направлений философии, религий, мифологии древности и в целом, мировой культуры и отраслей науки сформирован теоретический аппарат Универсологии как междисциплинарной науки о причинно–системном строении мира и применении знаний универсальных закономерностей во всех сферах деятельности, а также для организации каждодневной жизни людей с целью формирования системно-логического мышления и чувственно-логического мировосприятия.
2. Универсология позволяет моделировать алгоритм универсального и целеориентированного управления наиболее эффективным развитием систем жизни в направлении согласования сфер их проявления для преодоления кризисов и конфликтов. При этом достигается оптимизация и универсализация взаимодействия, особенно в деятельности людей.
3. ПОСТРОЕНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СИСТЕМ ЖИЗНИ.
Рис. 5. а) Модель №1 ‑ согласованности и взаимообусловленность целей ‑ это есть условие целеориентированного развития; б) Модель №2 – 12 этапов формирования системы в ее взаимообусловленности подсистемы‑системы‑надсистемы; в) Модель №3 – модель ранней диагностики и прогнозирования состояния систем. И на основе 3 основных универсальных моделей строится синтезирующая модель №4 ‑ модель универсального управления.
4. В Универсологии выделены закономерности построения, по которым и происходит построение систем жизни в пространстве и во времени, а также целеориентированность в виде тройственной взаимообусловленности: подсистемы-системы-надсистема.
Согласно большой энциклопедии Кирилла и Мефодия: система (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение)– это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В Универсологии же структура и взаимосвязи элементов описаны как имеющие универсальные закономерности строения и развития, что отражено в универсальных моделях в виде геометрической системы.
5. В Универсологии обосновано, что в основе зарождения, развития и преображения систем взяты универсальные закономерности структуры пространства, поэтапно развивающегося во времени, закономерности, которые образуют, так называемый, первокирпичик бытия, лежащий в основе любой системы микро- и макромиров. И этот первокирпичик, вобравший в себя понятие системообразующего фактора, фрактальности, универсальной клеточки систем и детерминанты, геометрически отражает первооснову строения мира, из которой, как из «образа и подобия Бога», состоит всё многообразие взаимосвязей систем бытия.
Практическая новизна причинно-системного подхода в Универсологии
1. Сформирована концепция сбалансированного развития человека, природы и цивилизации;
2. Обоснованы тенденции развития общественно-экономических формаций, формирования укладов жизни, построены модели согласования интересов гос.власти и потребностей людей;
3. Построена универсальная модель Гражданского Общества, включающая:
- Систему общественного самоуправления (далее – СиОС), охватывающую весь спектр многоуровневых отношений в обществе: 1) территориальное самоуправление; 2) производственное; 3) социальное, в т.ч. образовательное, оздоровительное, культурное;
- Обоснование новой роли человека – творца красоты отношений посредством коллективного сотрудничества, устраняющего разобщенность и рождающего нравственность и чистоту отношений;
- Модель эволюции производственных отношений в направлении изменения статуса работника на производстве – от наемного до владельца и совладельца, способного обеспечить самофинансирование и самоуправляемость той деятельности, в которую он включен на основе коллективной стратегии;
4. Созданы новые эффективные технологии, представляющие собой синтез: мировой культуры и достижений науки, западного мышления и восточного причинного мировоззрения, способствующие тем самым примирению религий посредством согласования различных мировоззрений в универсальной картине мира;
5. Построена многоуровневая универсальная система управления в государстве и в межгосударственных отношениях;
6. Созданы условия для формирования у человека причинно-системного эволюционного мировоззрения, системно-логического мышления и идеологии коллективного сотворчества как основы переходной формации к новому социально-экономическому укладу жизни;
7. Созданы системы: 1) непрерывного образования в течение всей жизни человека и 2) здорового образа жизни на основе универсалий формирования жизни, коллективной стратегии и системы общественного самоуправления, которые внедрены в МНШУ.
8. Как практическая площадка и иллюстрация исторической актуальности идеи Универсологии в 1994г. началось широкое внедрение проекта «Международная Научная Школа Универсологии» в виде создания многочисленных научно-исследовательских организаций и коллективов в разных странах, построенных на основе коллективной стратегии в общественном самоуправлении. После проведенных научно-исследовательских работ по экспериментальному применению Универсологии МНШУ смогла, с одной стороны, создать теорию и методологию Универсологии как междисциплинарной науки, с другой стороны – продемонстрировать актуальность практического применения универсальных моделей в жизни общества, для удовлетворения каждодневных потребностей человека и их оптимизации, с третьей – выступила основой синтеза мировой культуры и современной науки.
Виталий Андреевич Поляков, основатель международной научной школы Универсологии, президент международного союза академий Универсологии, доктор Универсологии и Психосистеологии, почетный доктор Львовского университета Ставропигион
Колесник Марина:
В 1931 году выходит теорема о неполноте австрийского математика друга А.Эйнштейна Курта Геделя, которая дала иерархическое описание надсистемного фактора в развитии любой системы жизни, что будет положена в основу системного анализа Берталанфи (1936) и общей теории систем. Именно К.Гедель, описывая и доказывая математически необходимость надсистемы для формирования цели развития любой системы жизни, обосновывает причинность в развитии. Причинность возникает у Эйнштейна в специальной теории относительности при искривлении распространения света в мощных гравитационных изменениях в излучениях звезд, где планеты и звезды являются причинной изменения пространственно- временных параметров распространения электромагнитных волн, как влияния большей системы на меньшую. Аналогично в законе циклов: количественные изменения в системе, приводящие к ее качественно новому состоянию определяет качественно-новое состояние и целеориентирование, как причинность количественных накоплений и интеграционного процесса в ее подсистемах (что развивает теорию о диссипативных процессах И.Пригожина). О причине размышляет Платон, как об организующем принципе жизни Души и состоянии материи.
Марина Колесник, к.п.н. Черниговский нац. универ. Универсалии
НАУКОВА КАРТИНА СВІТУ ЯК ВІДОБРАЖЕННЯ ОБ'ЄКТИВНОЇ РЕАЛЬНОСТІ.
Наукова картина світу є універсальним та одним з фундаментальних понять усіх галузей наук. НКС як образ об’єктивної реальності на даному етапі науки розглядається як універсальна наукова картина світу (УНКС), яка будується на універсальному алгоритмі всізагальних законів розвитку, і модель якої пропонуємо в нашому дослідженні. УНКС описує цілісну світоглядну систему, обґрунтовуючи причинність за універсальним алгоритмом дії всезагальних законів природи, що поетапно формують різнорівневі системи життя та їх розвиток в процесі взаємообміну, взаємодії та виходу на новий якісний рівень причино-системної організації життя. УНКС поєднує в собі природничо-наукову та соціально-гуманітарну складові на основі міждисциплінарного синтезу, що закладають причину появи різних сфер соціотехнологічної діяльності людини.
Проведений аналіз філософської та психолого-педагогічної літератури засвідчує «багатошаровість» природничо-наукового ядра УНКМ (внутрішня фізико-математична серцевина та зовнішні хімічна і біологічна його складові), на основі чого обґрунтовується необхідність інтеграції різних підходів фундаментальних наук, які лежать в основі НКС і формують її зміст. УНКС засновується на таких принципах: причинності й системності всіх явищ природи; міждисциплінарного синтезу наук; поетапній технології втілення інтегрованого змісту й реалізації його на практиці; практики природоорієнтованого розвитку; причинно-системного прогнозування та універсального моделювання найбільш ефективного шляху розвитку систем життя. Природничо-наукова картина світу на основі універсалій світобудови розкривається нами як складова НКС, цілісна світоглядна система. Вона базується на міждисциплінарному синтезі та інтегрує в собі підходи окремих галузей сучасної науки, які формують математично-астрономічну, фізичну, хімічну, біологічну картини світу, як природничо-наукові складові універсальності світобудови з позицій причинно-системного підходу. Методологічною основою для формування УНКС є принципи самоорганізації матерії та універсальність дії всезагальних законів світобудови, системний аналіз та синтез.