ПРИЧИННО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА (УНКМ)
Колесник М.А., Поляков В.А.
В 1931 году выходит теорема о неполноте, которая дала иерархическое описание надсистемного фактора в развитии любой системы жизни, что будет положена в основу системного анализа Берталанфи (1936) и общей теории систем. Именно К.Гедель, описывая и доказывая математически необходимость надсистемы для формирования цели развития любой системы жизни, обосновывает причинность в развитии. Причинность возникает у Эйнштейна в специальной теории относительности при искривлении распространения света в мощных гравитационных изменениях в излучениях звезд, где планеты и звезды являются причиной изменения пространственно- временных параметров распространения электромагнитных волн, как влияния большей системы на меньшую. Аналогично в законе циклов: количественные изменения в системе, приводящие к ее качественно новому состоянию определяет качественно-новое состояние и целеориентирование, как причинность количественных накоплений и интеграционного процесса в ее подсистемах (что развивает теорию о диссипативных процессах И.Пригожина). О причине размышляет Платон, как об организующем принципе жизни Души и состоянии материи.
Методологической платформой исследований в универсальном моделировании является ориентация на причинно-системный подход, который предлагается к моделированию научной картины мира и формирует:
- осознание универсальности строения систем мира и беспредельности многообразия иерархии взаимообусловленных форм жизни (причинно-системное мировоззрение).
- способность познавать иерархию взаимообусловленных разноуровневых систем жизни и объединять познанное своими действиями в цепочку уровней согласованного усовершенствования системы (атом, молекула, клетка, коллектив, человечество, планета) (системно-логическое мышление).
- способность реагировать на состояние окружающего мира, логически выстраивать путь изменений (чувственно-логическое мировосприятие).
Причинно-системный подход раскрывает вертикаль развития в ее причинно-системной обусловленности от большей системы к подсистемам, которые ее составляют. Причинно-системный подход рассматривается нами также и как общенаучный исследовательский метод, который выступает как средство познания явлений разного качества в природе и обществе, способствует изучению статики и динамики развития системы, ее адаптации в метасистеме, прогнозированию ее дальнейшего развития.
Данный подход разрешает:
• структурировать информацию об объекте, что упрощает ориентирование в интенсивном потоке информации;
• объединять информацию об объекте в единое целое на основе причинно-системного алгоритма (организационная система, которая демонстрирует связи между структурами, которые изучаются);
• конкретизировать описание объекта, который изучается, четко демонстрируя путь поиска ответа на вопрос исследования;
• описывать динамику развития объекта;
• адаптировать объект в больших системах;
• моделировать идеальный объект, прогнозировать наиболее эффективные пути развития объекта, который изучается.
Причинно-системный подход предусматривает причинно-системный анализ (как метод) всех явлений и их многоуровневый причинно-системный характер, который включает в себя универсальное моделирование. Причинно-системный подход, с помощью которого осознается иерархичность взаимосвязей между структурными элементами универсальной естественнонаучной картины мира, обеспечивает системность мышления.
Причинно-системный подход, таким образом, дает возможность соединить на своей синтетической основе все на сегодня известные общенаучные методологические принципы и подходы: структурно-функциональный (приводит в порядок состояние новых структур и прогнозирует их возможные варианты развития); деятельностный (разрешает моделировать пространство практического внедрения полученных знаний на практике в конкретной деятельности); синергетический (дополняет его иерархической составляющей); системно-генетический (дополняя на междисциплинарной основе раскрытия условий зарождения, развития и преобразование систем жизни, которые раскрываются в естественных науках и социальных системах через социально-гуманитарную составную УНКС); информационный (задает системно-логический порядок отбора и использование информационного ресурса); культурологический (комплементарное объединение естественно-научной и социально гуманитарной ветвей УНКС в социотехнологической деятельности человека); аксиологический и акмеологический (согласование ценностной базы обучения соответственно причинного значения воспитания человека, как неотъемлимой основы формирования УНКС и развития чувственно-логического восприятия мира человеком); когнитивный (оказывает содействие развитию причинно-системного мировоззрения и системно-логического мышления).
Инновационный причинно-системный подход в педагогической модели формирования универсальной научной картины мира опирается на фундаментальные психолого-педагогические исследования:
- целостность образовательного процесса (Лернер И.Я., Степанюк А.В.);
- принцип иерархического построения в организации уровней живой материи и синергетических взаимосвязей соответственно общей теории систем, которые действуют в равной мере в условиях естественной и социальной среды (Всесвятський Б.В., Югай Г.А.);
- содержание образования как социокультурного феномена, который имеет взаимосвязанную структуру межровневых взаимодействий соответственно алгоритму универсальных всеобщих законов и включает в себя астрономическую, математическую, физическую, химическую, биологическую составляющие естественно-научной и социально-гуманитарной картины мира (Поляков В.А.);
- взаимосвязность элементов, которые образовывают систему непрерывного образования, в том числе и естественно-научного образования;
- экософия в образовании, как новая реальность, которая основана на концепции устойчивого развития (Гершунский Б.С., Бордонская Л.А., Поляков В.А.);
- телеологическое значение биологического образования (Борзенков В., Шуталева А.В.).
Причинно-системный подход, которым мы оперируем в моделировании УНКМ, выступает, таким образом, синтетической основой для переосмысления в моделировании содержания образования сути предметного, деятельностного и ценностного компонентов его. Итак, мы не выделяем их, как отдельные, но описываем их, приобщая к их определению новое понимание как неотъемлемых составных причинно-следственных взаимодействий в образовательной среде в пространстве, за определенное время, формируя поле опыта человека, как ее ценностной, целостной базы жизни.