Главная » 2020»Май»23 » Система Непрерывного Образования в Модели Универс.Научной Картины Мира
01:15:53
Система Непрерывного Образования в Модели Универс.Научной Картины Мира
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УВО)
Колесник Марина А., канд.пед.наук, доцент, доцент кафедры биологии
Национальный университет "Черниговский коллегиум" имени Т.Г.Шевченко
докторант Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка
Аннотация. В статье раскрывается суть системы непрерывного образования с позиций причинно-системного подхода в формировании универсальной картины мира студентов педагогических закладов высшего образования. Рассмотрены подходы и определение сути понятия "образовательная система", данное понятие определяется соответственно причинно-системного подхода. В основу рассмотрения системы непрерывного образования полагается закон цикличности, которая предопределяет поэтапное накопление опыта личностью. Цикличность развития и причинно-системный подход становятся в основе конструирования содержания естественного образования в комплементарной связи двух составляющих – мировоззренческо-методологической и естественной. Определяется единая мировоззренческая ось на основе ведущих идей природознавства и основных мировоззренческих понятий, которые составляют ее иерархическое наполнение и предопределяют системность содержания естественно-научного образования. Ключевые слова: система непрерывного образования, закон цикличности, причинно-системный подход, образовательная система, принцип синергии. Kolesnyk Maryna
T.G. Shevchenko National university "Chernihiv collegium"
V. Hnatiuk Ternopil national pedagogical university
THE SYSTEM OF CONTINUAL EDUCATION THROUGH THE PRISM OF THE MODEL OF SHAPING PEDAGOGICAL UNIVERSITIES' STUDENTS' UNIVERSAL SCIENTIFIC WORLDVIEW
Summery. The article dwells on the nature of continual education from the standpoint of the causative-systemic approach towards shaping universal scientific worldview of pedagogical universities' students. The paper analyses various approaches towards the notion of "educational system" and treats it off within the framework of the said integrative causative-systemic approach. The system of continual education focuses on the "law of cyclic development" that determines one's gradual development and accumulation of experience. The introduced approach allows construing the content of natural education as a complementary combination of worldview-methodological and natural-scientific components. The article highlights the idea of an "axiological axis" which combines fundamental concepts of natural science and fundamental value-concepts. This "axis" provides a set of hierarchical "navigational markers" that allow systemic unfolding of continual natural education and result into shaping the desired type of worldview. The suggested model of continual education encompasses a number of stages of training and shaping sensory-logical perception of reality, developing systemic logical thinking and developing causative-systemic worldview of pedagogical universities' students. The paper discusses informational intakes from a number of natural sciences as premises for continual education. Interdisciplinary synthesis is also regarded as the basis for the didactic algorithms of modeling the content of education and respective system of academic subjects. The article also employs the principle of synergy: the universal scientific worldview is modeled as a consequential construal resulting from interaction and mutual amplification of scientific-informational and methodological-conceptual planes.
Keywords: system of continual education, law of cyclic development, causative-systemic approach, educational system, synergy.
Постановка проблемы. Развитие современной естественно-научной картины мира под влиянием синергетики поставило требование соответствующей модификации философских основ современной науки. Проблемы, которые возникли, связанные с разъяснением нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, необходимости и т.п..
Важнейшая функция научной картины мира, как считается, есть систематизация научных знаний. Однако, принимая во внимание мировоззренческую функцию и функцию формирования стиля мышления, следует заметить определенные тенденции содержания, которые должны быть отображенными в основе раскрытия фундаментальных, а значит - универсальных основ естественно-научной картины мира. Так, рассматривая вопрос содержания образования, особое внимание следует уделять разработке той части этой проблемы, которая связана с пониманием природы, а именно - причинностной части картины мира. В содержание научной картины мира (НКМ) традиционно включаются вопросі разных дисциплинарных направлений, которые охватывают понятие об: неразрывность материи и движения; различные структурные уровни организации материи и их специфические закономерности; поле и вещество как основные виды материи; единство квантово-волновых свойств материи.
Научная картина мира рассматривается сегодня как особая форма теоретического знания, она представляет предмет исследования науки на определенном этапе ее исторического развития. Научный поиск, таким образом, должен отображать в ней интеграцию и систематизацию конкретного знания. Довольно часто термин "картина мира" применяется для обозначения мировоззренческих структур. Синонимически с понятием "картина мира" используют и такие, как "модель мира", "видение мира", "образ мира". Очевидно то, что понятие НКМ используется для систематизации знаний, которые были получены в разных научных дисциплинах. Целостный образ мира в этом случае содержит в себе представление о природе и обществе. Определяя систему представлений о природе, НКМ составляет синтез естественно-научного знания. Системная организация научной картины мира не подлежит сомнению. Современное состояние мира усиливает мировоззренческую функцию НКМ, раскрывая суть ее систематизуючого ядра на основе междисциплинарных взаимосвязей. Эвристическая же функция НКМ может оказаться лишь в том случае, если программа научного поиска станет частью полноценного междисциплинарного направления исследований.
В нашем исследовании предлагаем к рассмотрению универсальную научную картину мира (УНКМ), которая представляет собой мировоззренческую систему, отображающую междисциплинарный мировоззренческий синтез. Она интегрирует в себе подходы современной науки в отдельных областях, которые формулируют математическую, физическую, химическую и биологическую картины мира, как естественно-научные основу универсальности мироздания. Ее фундаментом являются общефилософские принципы, которые иллюстрируются причинно-системным подходом, допускающим поэтапное формирование относительно-одновременных процессов организации пространства и его циклического развития в согласованном совершенствовании всех форм жизни []. Рассмотрение основных составляющих самой модели универсальной научной картины мира представлены в предыдущих публикациях [6, 7]. На основе модели УНКМ мы рассматриваем систему непрерывного образования на примере естественной ее составляющей, как основу интеграции знаний в междисциплинарном синтезе.
Анализ основных исследований и публикаций. Современное состояние образования констатирует необходимость формирования образа мира каждого человека, который бы имел природосоответствующую составляющую. Исследователи в этой области (Ильченко В.Р., Гуз К.Ж., Коваленко В.С., Рыбак Л.М., Гринюк О.С.) утверждают необходимость формирования жизнеутверждающего образа мира и жизнеутверждающей модели мира общества вообще [4]. В Концепции развития педагогического образования Украины соответственно отмечается приоритетность перехода от знаний фактов к универсальным компетентностям в виде целостного объединения подходов, методов, принципов, идей, понимания и отношения, в том числе межотраслевой характер педагогического образования [8]. Вышеизложенное указывает на непродуктивность узкоспециализированного образования, которое за собой усматривает и фрагментарность мировосприятия.
Для того, чтобы будущии педагоги имели возможность овладевать современными технологиями обучения в системе педагогического образования, недостаточно только поддерживать профессиональный уровень преподавания профессиональных дисциплин. Современные эффективные инструменты педагогического образования должны быть сориентированы не на формальное обретение знаний, но на формирование системного видения мироздания, введение междисциплинарных моделей образования, в частности приоритет развития инновационного типа мышления обозначен в Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 год [10].
В нашем исследовании методологическая основа формирования универсальной картины мира основывается на причинно-системном подходе, который есть основным при рассмотрении любых характеристик структуры содержания и динамики учебного процесса. В нашем дальнейшем методологическом обосновании будем оперировать понятием педагогической системы, образовательной системы, к которым существуют разные трактования [11].
Определение педагогической системы дается, как правило, опосредованно, через наложение дополнительных характеристик к общему понятию систем. Одно из наиболее полных определений характеризует педагогическую систему, как социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участниками педагогического процесса, которая направлена на формирование и развитие личности. Под педагогической системой В.П.Безпалько понимает сложную совокупность взаимодействующих элементов частичных систем и связей, которые обеспечивают возможность влиять на протекание педагогического процесса, т.е. руководить им [1]. Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров характеризует педагогическую систему как "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами" [5].
Вопрос создания единой методической системы обучения дисциплинам естественного цикла также рассматривался специалистами не только в Украине, но и в других странах. Следует указать, что вопросы рассматривался отдельно в каждой сфере дисциплинарного проблемного поля, хотя и заявлялись между предметные интеграционные связи. Отдельные вопросы создания методической системы обучения биологии рассматривается в научных работах русских ученых-методистов (М.М.Верзилин, И.Д.Зверев, В.М.Корсунская, Г.И.Лернер, А.М.Мягкова и др..) [2, 3, 9].
Естествознание, как известно, закладывает основную мировоззренческую основу для дальнейшего развития будущего специалиста. Итак, есть необходимость увидеть единую универсальную "матрицу", которая бы могла не только предложить новые пути мировоззренческой интеграции содержания естественных дисциплин, но и обеспечить важную функцию формирования мировоззрения самой личности.
Основательных исследований относительно создания методологической и методической универсальной системы природосоответствующего образования в интеграции наук, как целостной системы не выявлено. Поэтому создание такой универсальной системы на основе модели УНКС и изобретение механизмов ее функционирования является актуальной задачей. Наблюдается разногласие между теорией в интеграции знаний, которые должны отображаться в междисциплинарном синтезе УНКМ, и практикой внедрения ее в теорию обучения. Цель статьи. Главной целью этой работы есть - рассмотреть методологическую систему обучения естетсвознанию, как целостную базовую мировоззренческую систему, которая лежит в основе непрерывности образовательного процесса и базируется на причинно-системном подходе, а также обусловленная действием универсальных законов природы; рассмотреть динамическую часть универсальной образовательной системы, что является неотъемлемой составляющей модели формирования УНКМ у студентов педагогических УВО.
Изложение основного материала исследования. Поскольку мы рассматриваем универсальную образовательную систему, как многоуровневую совокупность образовательных элементов, объединенных иерархическими и синергетическими связями, для поэтапного формирования системно-логического мышления культурно-креативної личности, следует определить ее системный комплекс, который состоит из основных трех составляющих - познавательной ("подсистема"), интеграционная ("система"), управляющей ("надсистеми").
Познавательный компонент - исследуемый объект, который познает и выполняет общие цели всего системного комплекса (например, субъекты педагогического процесса и другие элементы образовательной системы). Интеграционный компонент - объект, который адаптирует цели и программу надсистемы с целью поддержания равновесия и разноуровневого взаимодействия систем. Управляющий компонент - тот, что задает стратегию (программу) развития объекту, который исследуется.
Управляющим компонентом в универсальной образовательной системе становится образ мира, который основывается на идеалах человечества и выступает стратегической программой воспитания человека. Познавательный компонент - содержание образования, который формируется в междисциплинарности связей на основе синтеза наук в УНКМ, ориентируясь на формирование модель креативной личности на всех уровнях взаимодействия с миром (психофизическом, эмоционально-чувствительном, ментально-когнитивном, социально адаптивном, коллективно-преобразовательном, ценностно-иерархическом и мировоззренческом уровнях), что и составляет структуру самой универсальной модели образования в УНКМ. Процессуальный алгоритм функционирования универсальной образовательной системы составляет интеграционный компонент ее и дает возможность постоянно выходить за пределы познанного, превращая и обогащая человека опытом. Через интеграционный компонент происходит объединение познавательного и управляющего компонентов универсальной образовательной системы.
Согласно концепции К.Ясперса, систему необходимо рассматривать в контексте ее предназначения, где она становится такой лишь через единение общего и индивидуального. Если же единство создается соответственно цели, к которой двигается любая система, то функциональные качества системы могут выступать в виде внутреннего ее смысла. Итак, мы выделяем двенадцать основных функций соответственно основным целям, которые реализуются в процессе формирования универсальной научной картины мира [12].
1. Концептуальная (мировоззренческая) функция. Характеризует идею - процесс зарождения системы, ее актуальность в соответствии с развитием управляющего компоненту - целостной естественной системы.
2. Социокультурная функция (межсистемная интеграция). Характеризует иерархию межсистемных ресурсов, ценностей, опыта общества, необходимого для функционирования систем жизни, которые создаются.
3. Коммуникативная функция. Характеризует многоуровневую систему взаимодействия объекта, необходимую для становления системы, которая зарождается.
4. Методологическая функция. Характеризует адаптацию идеи к интеграционному компоненту, который связан с разработкой универсальных принципов и методов деятельности самой системы.
5. Организационно-познавательная функция. Характеризует процесс активного познания и управление внутрисистемными связями на основе учета возможностей познавательного компонента.
6. Прогностическая функция. Характеризует настоящее состояние познавательного компоненту, процесс усовершенствования его элементов, необходимых для реализации идеи, а также разрешает прогнозировать и моделировать процесс развития.
7. Логическая функция. Характеризует процесс согласования результатов познавательного компоненту с требованиями управляющего компоненту, а также выбор наиболее эффективного пути развития.
8. Інтеграционно-регулятивная функция. Характеризует процесс моральной регламентации поведения, формирование и поддержание моральных норм, самоконтроля в познавательном компоненте.
9. Просветительно-развивающая функция. Характеризует перспективы развития познавательной подсистемы в интеграционной подсистеме на основе процесса управления развитием коллективной стратегии. Связанная с развитием индивидуальности, творческим ростом человека в коллективном взаимодействии.
10. Социально-статусная функция. Характеризует систематизацию полученных результатов развития познавательного компоненту, соответствие субъектов образования идеала культурно-креативной личности, наличие динамики творческого роста, проявление социально-активной жизненной позиции, общественных приоритетов у всех субъектов познавательного компонента.
11. Социально-практическая функция. Характеризует распространение результатов деятельности интеграционного компонента в метасистеме. Что оказывает содействие повышению уровня культуры социально-экономических отношений в обществе.
12. Синтезирующая функция. Характеризует процесс оценивания достигнутых результатов метасистемой. Разрешает увидеть новые перспективы развития образовательной системы в цикле развития метасистемы.
Мы предлагаем природосоответствующую комплементарную модель образования, которая раскрывает суть непрерывного образования. Поскольку каждая из естественных дисциплин имеет свой понятийный аппарат и свою методологическую базу в исследовании, будем избегать эклектичных комбинаций в терминологии, чтобы совокупность подсистем давала понимание целостной системы не в механическом объединении их, но в содержательном осмыслении взаимосвязей. Поэтому будем пользоваться общепринятым методологическим аппаратом науки, но с целесообразным использованием биологического понятийного аппарата. Биология является наукой о жизни, итак, по законам природы должны строить и природосоответствующую модель образования.
Предлагаем понятие "комплементарность" в образовательной модели, в такому его значении, которое бы раскрывало тесную и глубокую интеграционную связь между базовой мировоззренческой позицией, качеством, незаменимой составляющей модели и другими профессиональными качествами и составными, которые обусловлены спецификой конкретных естественных дисциплин и послужат "матрицей" для построения образовательных курсов, обеспечивая непрерывность процесса в природосоответствующем ее значении. Исследований с применением причинно-системного подхода и комплементарности к созданию образовательной системы в ее непрерывности, в частности в естественных науках, не было.
Мы рассматриваем непрерывность в образовании как процесс постоянного познания мира, как системный процесс аналитико-синтетического развития, когда каждый виток базируется на универсальных и незыблемых этапах цикла, что обуславливает мировоззренческую стойкую позицию, а значит - рождает глубину познания мира и его взаимосвязей. Комплементарность - это принцип дополнения, или соединение. Но соединения, которое обуславливается целесообразностью вхождения один в один элементарных знаний по примеру как "ключ к замку". В таком случае в нашему "генном аппарате" непрерывного образования появляется вторая цепь, комплементарная на всех этапах цикла первой, универсально-мировоззренческой, цепь, которая сопровождает первую на каждому ее витке, но при этому дает своевременные знание, что системно ложатся на мировоззренческую матрицу по разным направлениям науки и деятельности человечества.
Интегрированность в образовании использовалась большей частью в родственных науках, в частности довольно большое развитие интегрированное образование достигло в естественно-научном направлении, поскольку довольно обосновано провела синергию взаимосвязей на межпредметном уровне. Но без понимания иерархичности взаимосвязи, которая обуславливает четкую структуру и постоянное движение в непрерывности образования, модель не станет живой.
Соответственно требованиям, которые предъявляются к целостным системам, единица процесса обучения должна обеспечивать собой взаимосвязь всех компонентов системы и обуславливать тенденции ее развития. Вместе с тем, каждая системная единица обучения должна: иметь процессуальный и содержательный компоненты; обеспечивать взаимодействие между деятельностью преподавателя и деятельностью студента; решать определенную методическую цель; носить завершающий и циклический характер.
Системная модель непрерывного природоориентированного образования, основу которого составляет универсальный алгоритм действия всеобщих законов природы в процессе формирования универсальной научной картины мира, предусматривает поэтапность формирования чувственно-логического восприятия окружающего мира, системно-логического мышление и развитие причинно-системное мировоззрения. Интегральная составляющая включает в себя синтез большого опыта прошлых культурных накоплений человечества. Кардинальная составляющая включает эволюционную цель на основе раскрытия многоуровневых закономерностей поэтапного формирования сознания, которые повторяются в пространстве жизни и во времени творческой преобразовательной активности человека.
Соответственно обозначенным принципам построения УНКС [6, 7] выделяем следующие ведущие идеи современной естественно-научной картины мира, которые экстраполируются на УНКМ и составляют основу непрерывного образования на примере естественно-научной ее составляющей: материальное единство Вселенной; природа как система; согласованное развитие и усовершенствования систем жизни, взаимообусловленное развитие; динамика форм движения материи, флюктуации; стойкость и адаптация естественных систем; бесконечность процессов и их результативность; разнообразие форм жизни и виды их взаимодействий, самоподдержание. Мы составляем из них иерархический порядок в виде методологической мировоззренческой оси, на которую "нанизаны" те понятия, которые формируют дидактическое ядро модели формирования УНКМ в содержании естественного образования, как общеобразовательного звена образования в целом (рис. 1).
Семь уровней содержания непрерывного природосоответствующего образования, дополненные нами выше по методологии УНКМ, реализуются по 12-ти этапам образовательного процесса. С одной стороны 12 этапов образовательного процесса обеспечивают содержательное междисциплинарное объединение между основами наук в смежных сферах научного поиска, который может стать основанием дидактического единения основ наук в содержании образования, с другой - становится алгоритмом методического внедрения междисциплинарности в образовательный процесс, который обеспечивает четкие этапы построения содержания учебных дисциплин интегрированного характера. Образовательный цикл, таким образом, становится в содержательном и в методическом смысле комплементарным один другому, представляя двойственность его. А принятая ко вниманию цикличность в развитии соответствующих возрастных этапов - представляет непрерывность в образовании. Непрерывность приобретает в этом смысле не хаотичную постоянность обучения, а образование соответственно предназначения человека в его возрастных этапах развития. Образовательный комплементарный цикл приобретает геометрию спирального прогресса в развитии человека, раскрывает динамику модели формирования УНКМ и раскрывает суть принципа иерархии и синергии, на основе которого проявлена.
Рис. 1. Методологическая мировоззренческая ось ведущих идей УНКМ в содержании естественного образования и основные мировоззренческие понятия в модели непрерывного образования на примере естественно-научной составляющей.
Рассматриваем иерархические взаимосвязи в уровнях организации материи, а синергию как взаимоусиление разных составных целостного явления, или процесса, который рассматривается в междисциплинарном объединении частей одного целого, а это дает возможность увидеть новое качество его (целого) в функциональном состоянии. Принцип синергии в рассмотрении содержания образования на основе модели формирования УНКМ – взаимоусиления и взаимодействия в процессах объединения, синтеза разрозненных составных как содержательных, так и методических в рассмотрении явлений и процессов природы, которая приводит к качественно новому состоянию миропонимания. Связи в горизонтали (синергия) на каждом из уровней организации материи, приводят к новому иерархическому уровню при прохождении всех этапов цикла каждого уровня. Синергия воплощается в динамической составной модели, учитывая иерархичность организации материи. Таким образом, объясняется спиральное восхождение содержания в системе образования по модели УНКМ: горизонталь спирально (синергия) дает иерархический прирост мировоззренческого понимания образа мира и природы на новом уровне познания (иерархия).
Раскроем суть 12-ти этапов междисциплинарного содержания в модели формирования УНКС на примере естественной составляющей в конструировании междисциплинарного содержания естественных дисциплин педагогических УВО (рис. 3). Первые три детерминанта цикла задают основную мировоззренческую базу через методологичность целостного рассмотрения явлений и процессов природы (рис.2):
1) Моделирование биологических систем (биоматематика), разнообразие форм жизни и их единство на планете Земля и вне ее границ (астробиология). Рассмотрение следующих мировоззренческих понятий через закон дуальности и закон целеориентирования: единство мира и разнообразие проявления жизни, вселенная, жизнь, материя-антиматерия.
2) Структурное и функциональное единство материи вселенной, рассмотрение природы как системы (астрофизика, биофизика). Рассмотрение следующих мировоззренческих понятий через закон преемственности и подобия: надсистема-система-подсистема, состояния и виды материи, уровни организации материи, пространство-время-энергия.
3) Движение и взаимодействие через согласованное развитие систем жизни и закон причинности (биохимия, астрохимия).
4) Динамика форм движения материи рассматривается через закон цикличности в таких понятиях, как хаос и порядок (энтропия, как мера хаоса), вероятность и закономерность (биохимия, астробиология).
5) Стойкость и адаптация естественных систем рассматривается в альтернативности выбора системой пути развития и наблюдается в таких понятиях, как причина и следствие, естественный и искусственный отбор (биосферология и экосистемы планеты).
6) Видовое многообразие рассматривается через иерархичность взаимосвязей в природе и мире между разными формами существования материи (биогеография). Суть понятия космософии вещества раскрывается с опорой на постулаты К.Э.Циолковского.
Рис. 2. Методологическая мировоззренческая ось ведущих идей УНКМ и междисциплинарных направлений естественных наук в содержании образования.
7) Рассмотрение форм организации жизни и среды жизни (внутренней и внешней) с одной стороны раскрывает телеологичность биологических систем жизни (закон целеориентирование), с другой - предусматривает дуальность системы в том ее состоянии, когда она переходит на высшую ступень интеграции в цикле эволюционных изменений (геофизика, геохимия, общая химия). Космогенез материи выражается, как мировоззренческое видение строения материального мира, в его единстве целого.
8) Естественный объект, как система, на этапе рассмотрения интеграционных связей между уровнями организации материи, становится свидетельством преемственности и сходства внутреннего и внешнего проявления систем жизни по принципу построения и способом функционирования на примерах разных функциональных состояний биологической системы, а также в психологии взаимодействий в системе взаимоотношений (психофизиология, психофизиология).
9) Зависимость строения от функции и функции от строения раскрывает суть причино-следственных связей в технологических подходах поиска новых форм взаимодействий (биоинженерия, биотехнология, биосинтез).
10) Становление и организация человечества в целом, как исторический и биологический прогресс развития человека, в циклическом рассмотрении социобиосферных процессов и явлений происходит в формате генезиса органического мира и индивидуального развития организмов (ноосферология, антропология). В таком подходе нового качества приобретает рассмотрение функциональных систем организма, раскрывается интеграционная роль эквифинальности биологических (химических, физических) систем и флуктуаций в развитии систем.
11) Согласованное и взаимообусловленное развитие, усовершенствование систем жизни рассматривается на примере фрактальности построения живого в его эволюционном развитии, раскрывается такая характеристика системы, как эмерджентность (на примере эволюции планеты, органического мира, жизни), дополняя альтернативность выбора системой дальнейшего развития многовариантностью.
12) Иерархическая целостность мира дает всеобщее представление о природе, как системе, раскрывая иерархическую взаимозависимость мега-макро-микромира. Исследуется космогония Солнечной системы и самоорганизации материи на примере биосферы Земли и других систем жизни. Телеологичность и аксиологичность форм существования материи доказывают материальное единство мира в системном виде.
Этапы реализации интегрированного содержания отвечают аналитико-синтетическому циклу в конструировании методического аппарата формирования УНКМ (рис.3).
Рис. 3. Этапы реализации интегрированного содержания образования в формировании универсальной научной картины мира.
Моделирование педагогической системы и образовательные цели ( 1-а детерминанта) соответственно должны быть сориентированны на концептуальные отношения личности студента, его мировоззренческую позицию и перспективы, которые дают смысл интеграции содержания самого обучения. Отбор содержания ( 2-а детерминанта) и его интеграция происходит соответственно иерархическим отношениям человека с миром, природой, обществом, учитывая упорядоченность уровней организации материи. Процесс конструирования содержания должен включать аксиологический аспект формирования ценностных приоритетов будущего специалиста, а значит по завершению учебного цикла - раскрыть перспективы и осуществить мониторинг ( 12-та детерминанта) дальнейших возможностей развития приоритетных направлений учебных и научных исследований. Планирование учебной деятельности ( 3-я детерминанта) должны учитывать коллективно-преобразовательную деятельность, которая предоставит возможность внедрения результатов проектной, исследовательской, учебной деятельности в социальной сфере ( 11-та детерминанта), что становится настоящим критерием успешности усвоения и практического применения соответствующего учебного материала. Педагогические технологии, формы, методы и средства обучения ( 4-та детерминанта) должны подводить к коллективного результата проектной учебной и исследовательской деятельности ( 10-та детерминанта), формируя культуру межличностных отношений, толерантность. Непосредственно образовательный процесс в системе "преподаватель-студент", "учитель-ученик", учитывая индивидуальную инициативу в обучении ( 5-та детерминанта) направлен на создание коллективного исследовательского проекта ( 9-та детерминанта), стимулируя познавательную активность, в том числе и планирование учебных действий. Выводы и предложения. Представленная модель системы непрерывного образования на основе причинно-системного подхода, принципа иерархии и синергии в процессе формирования универсальной научной картины мира раскрывает суть гносеологического релятивизма, как метода научного познания. УНКМ в системном изложении может дать несомненно важные преимущества для образования в целом, такие как ориентир на будущее, т.е. - предназначение человека; согласование природоориентированных иерархических и синергетических связей в образовательных системах; мировоззренческий аспект, который учитывает причинность явлений; природосоответствующая интеграция - интегрально-кардинальное образование; содержание непрерывности в образованию, которое основывается на актуальных целях и задачах эпохи, а не на постулате "обучение ради самого обучение", как постоянного процесса; коллективная стратегия, как основа развития человека; система общественного самоуправления (что разрешает организовать обучение жизни) и система непрерывного образования, как два взаимопроникающих процесса; универсальное моделирование образовательного процесса соответственно общим универсальным законам развития. Тогда очевидным становится понимание, зачем образование будущего должно носить системный характер, который коррелирует с порядком мироздания, раскрывая суть самого феномена человека в его значимости для природы и вселенной. Список литературы:
1. Безпалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Г.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.3- е изд. Г.: Просвещение, 1976. 383 с.
3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. Г.: Просвещение, 1985. 191 с.
4. Ільченко В.Р., Гуз К.Ж., Ільченко О.Г. и др. Теоретические и методические основы интеграции естественно-научного образования основной школы: посіб. К.: Издательский дом "Сам", 2017. 320с.
5. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. Г.: ИКЦ "МАРТ"; Рн/Д: Издательский центр "МАРТ", 2005. 448 с.
6. Колесник М.О. Методология формирования универсальной естественно-научной картины мира у студентов естественных специальностей. Сборник научных работ "Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах". Классический частный университет. Запорожье. №64. 2019. С.41-46.
7. Колесник М.О., Поляков В.А. Моделирование научной картины мира на основе универсального алгоритма всеобщих законов природы. Всеукраинский научно-практический журнал "Директор школы, лицея, гімнізії" - Специальный тематический выпуск "Высшее образование Украины в контексте интеграции в европейский образовательный просторную". №4. Кн. 2. Том ІІІ (85). К.: Гнозис. 2019. С.405-422.
8. Концепция педагогического образования Украины. URL: https://mon.gov.ua/ua/npa/pro-zatverdzhennya-koncepcіyі-rozvіtku-pedagogіchnoyі-Osvіtі (дата обращения 05.01.2019).
9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Г.: Педагогика, 1981. 186 с.
10. Национальная доктрина развития образования Украины. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/347/2002 (дата обращения 05.01.2019).
11. Поляков В.А. Моделирование психологической системы. Формирование креативной личности в акмеологии. Мн.: Вэвэр, 2000. 124с.
12. Поляков В.А., Колесник М.О., Жиденко А.О., Жара Г.И., Лісогор Т.М. Концепция универсального образования Украины: базовые положения и методологические ориентиры (проект). Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко. Серия: педагогические науки. Вип. 152. В 2-х томах. Том 2. Чернигов: ЧНПУ. 2018. С.203-214.
Для Обсуждения: Зачем США окружает Россию и Беларусь, стягивая к её границам со всех сторон войска?! (риторический вопрос к нынешним наивным или может глуповатым демократам). США и Польша подписали соглашение о размещении американских солдат 15 августа Госсекретарь США Майкл Помпео и польский министр национальной обороны Мариуш Блащак подписали в Варшаве соглашение о размещении дополнительно 1000 военнослужащих Соединенных Штатов в Польше на ротационной основе. Согласнод документу – это прибытие в Польшу частей Пятого армейского корпуса США с военной базы Форт-Нокс в штате Кентукки. В данный момент в Польше находится порядка 4500 американских солдат и офицеров. Пентагон выведет из ФРГ 11 900 военнослужащих, из них 5600 будут переброшены в другие страны-члены Североатлантического альянса, а еще 6400 возвратятся в США, однако многие по ротации будут задействованы в других государствах Европы.
ОБРАЩЕНИЕ к тем, кто избивал (не важно под каким предлогом) мирных людей, демонстрантов в Беларуси или где-либо еще, или собирается причинять насилие где-либо в мире: Понимают ли эти садисты в погонах, что им это по 3-му всеобщему закону причинности, сохранения энергии, кармы (или что посеешь, то и пожнешь) "так с рук не сойдёт"? Понимают ли, что есть мудрость древних: "Семь раз будет наказан, и только трижды прощен!"? И что в этой жизни все встречающиеся этим садистам на жизненном пути, хоть и не будут знать об их мракобесии, но будут чувствовать и сторониться, избегая как прокаженных? Понимают ли, что в роду теперь у них, у их детей, сородичей будет проклятие до 7-го колена и рождающиеся в лучшем случае для страдания дети и потомки будут проклинать этого сегодняшнего садиста за свои мучения, которые они будут получать (как симметричный ответ) именно от сегодняшних жертв? И что земные искривлённые законы никого не спасут, а наоборот станут приговором на страшном суде (как в точке перехода в новую жизнь пространственно-временного континуума, куда их уже никогда в этом планетарном цикле не пустят, и будут бродить они по миру изгоями проклятые, гонимые и поругаемые) ? ОСТАНОВИСЬ пока зло не свершилось, и приговор не вступил в силу! Создай новую судьбу по предназначению, строя Мир, Равенство-Свободу, Братство!
Смысл Жизни в СОГЛАСОВАННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ всех уровней и систем жизни посредством обмена, взаимодействия и резонанса сотворчества их предназначениями, выстраивая иерархию систем как цепочки жизней, выводящих за пределы ранее достигнутого прежней Жизни!
Профессиональная психология портит людей. Когда психолог думает, что он понимает проявления людей и способен их изменить, на самом деле он даже не ведает ни смысла жизни, ни причин происходящего в прошлом, настоящем, будущем, как и сути вселенской жизни и ее источника, и даже не ведая своего предназначения и того послесмертного пути, который его ожидает... Так ничего о себе не понимая, компенсирует это подсознательно поиском причин и понимания других, создавая иллюзию помощи. И тогда для компенсации односторонности в развитии обращайтесь к изучению Психосистемологии, раскрывающей внутренний мир тройственного Предназначения человека (фамильное, родовое, народное), обучая на этой основе вести сотрудничество обмениваясь предназначениями в коллективной стратегии командообразования сотворчества и совладения, что приводит к общественному самоуправлению и природоориентированному образу здоровой и счастливой жизни.
Длядискуссии и изучения послесмертного пути: Жизнь продолжается. Фильм по книге медиума Шику Шавьера (автор фильма «Наш дом наш очаг» https://www.youtube.com/watch?v....9E7HMCE
Издана монография Колесник Марины в виде диссертационного исследования: Теоретичні і методичні засади формування наукової картини світу в майбутніх учителів природничих спеціальностей Обгрунтування вибору теми дослідження. Трансформаційні процеси у життєдіяльності людини, виробництва, відносин на ринку праці, розвитку й впровадження новітніх технологій, взаємодії людини і суспільства з довкіллям, екокультури соціумів породжують низку проблем і викликів, що зачіпають зміст освіти, характер взаємодії учасників освітнього процесу, його цілей і пріоритетів. Відповідно, сутність освітнього простору, структурованого навколо певних концептуальних домінант, породжених сучасною науковою парадигмою, та ціннісно забарвлених моделей сценарних взаємодій, генерованих у ході соціальних практик, вимагає суттєвого переосмислення. Зокрема, організація освітнього процесу розуміється як багатовимірне утворення, підпорядковане універсальним закономірностям міжсистемних взаємодій, за аналогією з природними процесами, що розгортаються на різних рівнях буття. Серед чинників, що впливають на розвиток суспільства, відзначимо низку універсальних детермінант.
Нині важливою детермінантою розвитку вважається збалансованість як основа, що розглядає вмотивований поступ будь-якого напрямку діяльності людства з точки зору її еволюційної ефективності. Це поняття споріднене з природо відповідними процесами та розглядається як концепція взаємодії суспільства і природи, дає основу для виникнення нових суміжних поглядів на розвиток людини, як індивіда в рівнопартнерській участі в колективі і суспільстві...
ОБИТЕЛЬ ПУТНИКА УНИВЕРСОЛИС Раскрытие Уникальности человека в проектируемых МаЭД ГОРОДАХ БУДУЩЕГО по комплексной природоориентированной программе МКЦУ Универсолис Одесса (заезд 15.06) 15-21 июня (отъезд 22.06) Обитель Путника МКЦУ в Одессе для искателей Истины откроет Портал в Звёздный Храм-Пирамиду, который является частью древнего мира Великих Афин. Двери Обители открыты постоянно особенно для духовных путников, ищущих раскрытия великих тайн древности, извечных вопросов судьбы в настоящем и Пути в новый мир Будущего! Если вы не раскрыли смысл происходящего с вами в жизни, если вас гнетут неразрешенные вопросы, если духовный Путь не определён, смысл жизни не ясен, если требуется восстановить физическое и психическое здоровье, и мн.др. вопросы, то вы можете приехать на любое время в МКЦУ Универсолис как знакомство-презентацию, так и на 1 день, на неделю, на месяц, вплоть до момента, когда после сонастройки на полноту потока жизни в пирамиде и на природе, медитаций, практик баланса 4-х Стихий, очистительных процедур (пирамида, море, массаж) и общений-консультаций, вы почувствуете и осознаете, что выход найден и вопросы разрешены! В т.ч. будет проводиться работа: по ранней диагностике и универсальному прогнозированию, по раскрытию предназначения, миссии, мечтаний, Проект Жизни, Астро-Йога со стихиями природы (морем, солнцем, водой, землёй), растениями; будет проводиться: мистерия сохранения жизненной силы, мистерия Баланс 4-х Стихий и мистерия дары Посейдона, программа по Знаковому символизму. Обитель Путника ждёт вас, чтобы помочь во всех вопросах жизни! Проживание и питание в МКЦУ: 1 место – 90-100 гр. в сутки, питание самостоятельное. г.Одесса, Червоный Хутор, ул.Балтская 15/19а (12-я ст.Черноморской дороги), предварительная запись по тел.095 893 01 24; 096 126 75 42 или universolis@rambler.ru , maed-1@yandex.ru , maed-1@yandex.ru
На небесах совершаются только СОЮЗЫ, а браки только на земле. Союз - это единение предназначений, раскрывающее яркие индивидуальности его частей в их С-частьи при построении совместного Будущего на основе обретения общего предназначения союза. А брак - это общество занимающихся самоудовлетворением эгоистов, живущих ради собственных удовольствий и выгод.
Уважаемые единомышленники, сотворц! В МКЦУ Универсолис Храма-пирамиды строящегося Города Будущего в Одессе ведутся видеозаписи актуальных тем для обучения вопросам Универсологии в разных ее предметных сферах в системе непрерывного образования (СНеО МНШУ). Если вы пришлете актуальные вопросы, темы, предложения, то мы можем записать необходимый материал. Например сделать запись: ответы на вопросы по актуальным темам универсологии, жизни и отношениям, проблемам и кризисам у вас и в мире...Жду ваших интересных и актуальных вопросов для помощи современникам, чтобы разобраться в их жизни, раскрыть Смысл происходящего в мире и во Вселенной...
Белорусское Эволюционное Содружество (МаЭД) Экспедиция к центру Европы. Восстановление ядра Великих Афин ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЕВРОПЫ 30 и 31 мая 2020 года состоится экспедиция Белорусского объединения "Эволюция Содружества" к «Центру Европы» на озеро Шо и Яново. Эта экспедиция является продолжением работы, которую в октябре 2019 года начало Белорусского объединения "Эволюция Содружества" по проекту «Беларусь как центр синтеза 12-ти Европейских культур». https://www.facebook.com/profile.php?id=100044125477150
Красноярский коллектив МаЭД, Притяжение НАСТУПЛЕНИЕ НОВОГО ДНЯ НЕ ГАРАНТИРУЕТ НАСТУПЛЕНИЕ БУДУЩЕГО! А тут целая новая Эпоха наступила, которая ставит перед нами новые задачи на целых 2160 лет - именно столько длится Эпоха Водолея!, поэтому, то, чем жил человек еще 20 лет назад и продолжает жить теперь, теряет свою жизнеспособность и вызывает нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни человека и общества: здравоохранение, экономика, политика, образование……Нам кажется, что это случайность и, кажется, скоро все пройдет – но нет, появляются новые проблемы и факторы жизни, которые, загоняют нас в угол, изолируют друг от друга, дистанцируют от мира и навязывают сценарий «жертвы»….НО! Есть НАДЕЖДА! И она в наших объединенных усилиях ради будущего нас и наших детей, общества, природы! Мы приглашаем неравнодушных людей, команды и коллективы к сотрудничеству и созданию общих проектов улучшения качества жизни, ведь нам от рождения дана способность творить мир! И для этого мы встречаемся 6 июня (в субботу) в 14.00 на круглом столе-встрече «Перспективы лучшего будущего для человека, семьи, коллектива и общества. Технологии выхода из кризиса»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТАНАТОГЕНЕЗ - ПОБЕДА НАД СТРАХОМ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЕ: основная практика Института развития нестандартного мышления МНПО МаЭД Таинство Послесмертия всегда волновало воспаленные своей неизведанностью умы. Наконец с вхождением в мир новой парадигмы новой эпохи УНИВЕРСОЛОГИИ этот вопрос перестал быть тайной посвященных, а стал предметом научного исследования в Универсальной Научной Картине Мира (УНКМ) и практикой осознания и проживания цикличности развития микро- и макрокосмоса в соответствии с 4-м всеобщим законом природы - законом циклов или количественных накоплений ведущих к качественному достижению посредством переходно-инверсионного процесса. Для всех кто стремится познать вечные тайны переходных процессов и миров Послесмертия , победить страх смерти, мудро помогать идущему в мир послесмертия человеку и его близким в подготовке к удалению,,... Институт РНМ (4Л) откроет широкие горизонты исследований и практики победы над страхом смерти и обретения Мысле-Образа Вечности как возможность раскрыть посредством Мысле-Чувства, возникающего при обмене и резонансе предназначениями как чувствознание в виде чувственно-логической возможности путешествовать в Мысле-Формах пространственно-временных континуумов жизни как, скользя по потокам времени спирали пульсирующего бытия.
Владимир Ципуринда, к.т.н., Киевский ун-т менеджмента, Академия Универсологии Украины, МНШУ.Мы живем в такое "удивительное" время, когда разделение людей на уровни сознания происходит уже всерьез! Одни устремляются к духовным высотам эволюции - другие к полной деградации. Большая беда еще в том, что полная деградация идет в руководстве страны!!!! Вот пример из Киева: Департамент министерства по делам семьи, спорта и молодежи организовывает чемпионат мира по поеданию вареников. А где хотя бы одна извилина в голове, чтобы направить молодежь на восстановление народного хозяйства, на ремонт дорог, на строительство чего-то такого, типа БАМа или хотя-бы узкоколейки в Шепетовке, как это описано в книге "Как закалялась сталь"....
Для Дискуссии:Правда ли, что звезды Голливуда выглядят так хорошо, потому что принимают адренахром, который вырабатывается из детского мозга при страшных страданиях убиваемых ради этого наркотика детей? Возможны ли средневековые ритуалы сатанистов в настоящее время? И почему вообще в 21-м веке всё еще проявляются страшные пережитки прошлого? Почему люди не становятся нравственнее? Это ли разгадка страшной правды куда пропадают дети по всему миру? https://www.youtube.com/watch?v=pJDTdp5ObMw
Для Дискуссии: Почему возникают гонения на инакомыслящих в мире.Ведь новая эпоха - эпоха мирного сосуществования! А значит практикующие могут показать пользу для правящих кругов от их знаний и навыков, также как и правителям можно использовать то, что они запрещают себе же на пользу (выгоду). В этом суть эпохи Водолея и смысл мирного сосуществования, которое и решит все проблемы в мире!
Для Дискуссии: Линар Якупов РЕПТИЛОИДЫ ПОДЧИНЯЮТСЯ ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЁ РЕШАЕТ ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НАША ЗАДАЧА ДОКАЗАТЬ, ЧТО МЫ РАЗУМНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ Рептилоиды выставляют человечество перед галактической федерацией, как неразумных существ, как племена, которые не понимают, что творят, не ведают что творят, загрязняют Землю, не создают великих изобретений, устраивают войны, разрушают всё живое, ведут неосознанный образ жизни. Галактическая Федерация решает чему быть, а чему не быть. Захватчики планеты должны следовать в рамках закона свободы воли, поэтому они так всё делают, что бы люди сами добровольно выполняли и соглашались с их планами, заставлять людей они не имеют права. Что бы ДОКАЗАТЬ ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАТНОЕ НУЖНО - целостное восприятие, осознанность, здравомыслие, благие помыслы, чистота намерений, развитие духа и тела, стремление к созиданию и творению, любовь к людям, к окружающему пространству, принятие, радость, счастье, высокие вибрации людей, нахождение в моменте здесь и сейчас, экологичный подход, жизнь в гармонии с природой, озвучивать свои права и свободы во Вселенную, не терпеть, запрещать всё то, с чем вы не согласны. Заявление о себе о своих правах и свободе с позиции детей Бога. https://vk.com/feed
Система Непрерывного Образования (СНеО) в МНШУ на основе раскрытия внутреннего мира предназначения человека в коллективной стратегии (КоС) и в системе общественного самоуправления (СиОС) при построении объединенной энергосистемы (ОЭС) совместного сотворчества! (на примере Университета Универсологии и Психосистемологии УУП г. Кировограда)
Включайтесь в обучающий процесс в СНеО МНШУ, сотрудничайте с нами, внедряйте у себя универсальные технологии СНеО, СиОС, ОЭС!